ПОСЛЕВОЕННАЯ «БОГЕМА»

«Пуччини, если ты не создашь шедевра,.. я пойду торговать колбасой!»

мадам Жужу

богем3

Сцена из оперы «Богема»

Премьеру этой оперы ждали с нетерпением. За дирижерским пультом сам маэстро Артуро Тосканини, а композитор после успеха «Манон Леско» уже не нуждался в представлении. Триумф был уже почти предрешен и вдруг… «Богему» Джакомо Пуччини в «Метрополитен-опера» в 1900 году высшее общество встретило весьма холодно и равнодушно. В зрительном зале раздались вежливые дежурные аплодисменты, а многие критики оценили и либретто по популярному роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы» об обитателях латинского квартала Парижа, и музыку как пустое и глупое произведение. Однако, не все были с этим согласны. Музыкальные провидцы уже тогда предрекали именно этой опере грандиозный успех. Так оно и случилось, правда спустя время. С тех пор «Богема» Пуччини блистала на мировых сценах и с успехом шла в исполнении оперных звезд.

 

IMG_5087

На пресс-конференции

Вот и сегодня в Московском театре Новая опера в рамках  музыкального фестиваля В. Ладюка «Опера Live» премьера «Богемы». Дирижеры-постановщики Фабио Мастранжело и Андрей Лебедев, режиссер Г. Исаакян, художник Х. Шоргхофер (Германия), главные партии Мими и Марселя исполняет звездная пара.

— Почему Вы обратились именно к этой опере Пуччини? – спросила я маэстро Фабио Мастранжело.                                                                                                          — Во-первых, я очень люблю Пуччини и считаю его одним из лучших композиторов, а еще – «Богема» очень актуальная опера и по содержанию, и по музыке. Столько тонкостей в её исполнении и восприятии, что каждый раз ее ощущаешь по-новому. Работать с сочинениями Пуччини, конечно, не просто. Музыка очень сложная. Типичные для композитора переходы от ускорения к замедлению внутри одного такта. Это фирменный стиль Пуччини. Поэтому нам пришлось много работать отдельно и с оркестром, и с солистами. А то, что мы исполнили «Богему» в концертном исполнении, очень помогло в работе над спектаклем.

IMG_5074

Дирижер-постановщик Фабио Мастранжело

И, действительно, оркестр в этот день звучал так, будто сам Пуччини был в зрительном зале и аплодировал. Во всяком случае, думаю, он наверняка не остался бы равнодушным к искусству дирижера. Кстати, была такая молва, будто бы неуспех «Богемы» в «Метрополитен-опера» был связан с тем, что дирижировал на премьере Артуро Тосканини, который и помог… провалу. Однако Фабио Мастранжело, улыбнувшись, уточнил, что это всего лишь загадочный миф, потому что Пуччини дружил с Тосканини и вряд ли мог пойти на это. Ещё автор «Богемы» был большим «экономистом», и если сочинял удачную тему, он обязательно не раз её использовал в своих произведениях, как, например, в той же «Богеме».
Ну, а на сцене Париж, но не в канун Рождества 30-х годов XIX века как в классической постановке, а в послевоенном середины 1940-х. «Многое уничтожено, восстановление экономики еще впереди, — рассказывает художник-постановщик Хартмут Шоргхофер. – Не все успешны в восхождении по социальной лестнице. В финале герои встречаются через много лет, может быть даже в наши дни…»

богем2

Сцена из оперы «Богема»

Вот так увидели «Богему» режиссер-постановщик Г. Исаакян и художник Х. Шоргхофер. И это, действительно, интересно – ведь музыка и содержание классиков не стареют и запросто могут перенести нас в современный мир. Конечно, знатокам мировых постановок это может показаться не совсем логичным и не самым оптимальным решением. Но приходят новые поколения, и они видят мир своими глазами.
«В моем представлении «Богема» – глубоко внутренняя история: размышление о художнике и творчестве, о кризисе, что ты не ощущаешь времени, биения жизни» — говорит режиссер Георгий Исаакян.
Как рассказать об исполнителях оперы? Конечно же, их надо только слушать и создавать свое мнение. Но признанные Ирина Лунгу и Василий Ладюк, исполняющие партии Мими и Марселя, в представлении не нуждаются – они хорошо известны всем любителям вокального искусства.

IMG_5095

В. Ладюк и И. Лунгу — исполнители главных партий

«Все артисты, занятые в «Богеме» Новой оперы настолько профессиональны и безупречны, что работать с ними одно удовольствие», — говорит маэстро Фабио Мастранжело. Мнение профессионала дорогого стоит. «Я дирижировал этой оперой в Италии, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Были разные, но в основном традиционные постановки. Версия, которую мы представляем в Новой опере, — особенная. Здесь много будет неожиданностей для меломанов и знатоков этого сочинения Пуччини», — уточнил маэстро.
«Богему» Пуччини писал о себе – та же неустроенность юности, лихое веселье и безденежье, стремления и поражения, горести и взлеты… Только тот, кто все это пережил и прочувствовал, смог написать столь завораживающую музыку — от сентиментальной до полной драматизма. «Дорогой Пуччини,- писал композитору его издатель Дж.Рикорди, — если ты на сей раз не создашь шедевра, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!»
Как видим, та самая колбаса так и осталась не проданной, а аплодисменты «Богеме» не стихают и по сей день. Особенно в Новой опере.

Фото и видеосъемка автора.

Изображение 009

Рис. Е. Куштапиной

Видео: премьера «Богемы»

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s