Под крылом «Золотого Орла-2016»

Национальная идея в кино: «Ау!»

ЗО
По словарю Даля: «Орел — самая большая хищная птица; царь птиц, представитель силы, зоркости, прозорливости, благородства».
В отечественном кино премия «Золотой орел» вручается тоже сильнейшим, талантливым, прозорливым и удачливым. Кому она достанется, решают действительные члены и члены-корреспонденты Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. В этом году жюри рассмотрело 52 полнометражных игровых фильма, 29 неигровых фильмов, 15 мини-сериалов и 13 сериалов, 29 мультфильмов, 26 игровых зарубежных фильмов, вышедших в российском прокате.
Попасть на церемонию вручения «Золотого орла» в Первый павильон Мосфильма не так-то просто. Сюда съезжается вся знать отечественного кинематографа и много-много чиновников от культуры. Места в зале расписаны по ранжиру, а попасть на торжественный фуршет – строго по приглашению. Звезд здесь – видимо-невидимо. Когда мне везло, на прошлых «Орлах», я сидела рядом с элегантной Ренатой Литвиновой, вокруг хлопал в ладоши киношный бомонд, а на пиршестве-фуршете фантастические дамские наряды напрочь затмевали изысканные кушанья.
Но, не всегда, как известно, везет, и не всегда удостаиваешься заветной аккредитации в гости к «Золотому орлу». Тогда приходится его созерцать «по ящику», как и многим обычным россиянам, правда, уже почти в ночи, и наслаждаться пиршеством отечественного кинематографа вне доступа к небожителям.
И всё так торжественно, красиво, и ведущая всё та же, и знакомые всё лица – только фильмы другие и лауреаты иные.
Но почему-то тщетно вспоминаешь: «Какой же отечественный фильм ты рвался посмотреть, хотя бы в этом году?» И крепко задумываешься. Потом начинаешь копаться: кто режиссер? Чей сценарий? Кто играет? Какая была рекламная кампания? Заметили, чем грандиознее и навязчивее реклама, тем жутче фильм. Но нас отчаянно зазывают: не захочешь, а пойдешь в кино. Не буду называть тот самый фильм прошлых лет, рекламная компания которого была намного дороже, чем он сам, но просмотр его по телеку оставил тягостное и удручающее впечатление. Правда, и призов он, во всяком случае, от «Золотого орла» не дождался. Всё-таки, академиков на рекламе не проведешь.
Что еще интересно: каждый год неутомимо ищут «национальную идею» отечественного кино. Круглые столы собирают, отчаянно докапываются, где же она прячется? Но так и не находят. А по телевизору всё крутят старые советские фильмы, называя их золотым веком отечественного кино. Может, там она и притаилась и ждет своего часа?
Всё, утверждают бонзы от кино, упирается в деньги, пресловутое бюджетирование, гранты: не на что, мол, снимать хорошее кино. И еще с жуликами-прокатчиками никак не сговориться — им нужнысовсем не таланты, а просто-напросто сборы. Но, как известно, талант пробьет себе дорогу к зрителю, и наши знаменитые «полочные» фильмы это доказали.
Сегодня на «Золотом орле 2016» разгорались нешуточные страсти. Победители, понятно, благодарили, как всегда, тех, кто помог им добиться награды. Кстати, зритель всегда с нетерпением ждет слов призера, но, как правило, слышит стандартное: «Спасибо всем…» А так хочется, чтоб кто-то хоть сплясал бы от счастья или поцеловал бы в клюв «Золотого орла», который прилетел же к нему! Но незыблемое «Отдельное спасибо всем» ( прямо по Жванецкому) стойко царит на всех церемониях.
И вот те самые-самые в отечественном кино, кого выбрала гордая птица прозорливости и благородства.
Лучший фильм — комедия А. Меликян «Про любовь». Лучший режиссер – С. Говорухин за фильм «Конец прекрасной эпохи». Лучший сценарий у А. Миндадзе за ленту «Милый Ханс, дорогой Петр». Лучший оператор и лучшая главная женская роль в картине «Битва за Севастополь» у Ю. Короля и Ю. Пересильд. Лучшую мужскую роль сыграл Ф. Бондарчук в фильме «Призрак».
В телевизоре больше всего «Орлов» у сериала «Палач», премия у сериала «Екатерина». Лучшие мультяшки — «Три богатыря. Ход конем», а неигровой фильм – «Варлам Шаламов. Опыт юноши».
Лучшей зарубежной лентой в российском прокате стал «Бердмен» А. Иньярриту.
Специальный приз «За вклад в мировой кинематограф» получил Никита Михалков.
Смотрела на 37 Московском Международном Кинофестивале фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Понравилось, но были и вокруг него жаркие споры…
Перед началом войны СССР и Рейх, как известно, заключили Пакт Молотова-Риббентропа о сотрудничестве. В фильме рассказывается, как в мае 1941 года на одном из заводов нашей страны, немецкие и советские специалисты работают над созданием оптического стекла. Четверо немцев, словно не догадываются, что происходит в это время в гитлеровской Германии, отшучиваясь о тамошних порядках. Однажды «милый Ханс» (актер Якоб Диль), мучаясь в душевных противоречиях, взрывает заводскую печь, что приводит к остановке завода и жертвам. Петр оказывается единственным свидетелем произошедшего, и с молчаливого согласия обоих, это остается их тайной, что вынуждает Петра покинуть завод. Проходит время, стекло успешно создано. Немцы уезжают в Германию, а вскоре «милый Ханс» уже появляется в немецкой военной форме здесь же, где работал не так давно. На подсознании он понимает, что обречен. Примирение со смертью, фатализм, неизбежность трагедии – об этом фильм.
Для «Милого Ханса» не так уж и важно было, что на фестивале его обошли официальными наградами. Он остался в душе. Серьезность и амбициозность замысла, его художественное решение на экране это и есть награда создателям.
Сегодня «Золотой Орел» вновь взмыл в небо, разыскивая новые таланты. А мы:«Айда, в кино! Может, найдем фильм, чтоб навсегда в памяти…»

Золоррук

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s