на премьере в Вахтанговском

Катерина — Евгения КРЕГЖДЕ, Кабаниха — заслуженная артистка России Ольга ТУМАЙКИНА
Сегодня классика на экране и сцене как никогда востребована. Правда, перелицовывает её каждый на свой лад, но, как правило, шедевры трудно испортить — звучат они современно и актуально. Потому зритель с интересом ждет новых постановок «Ревизора», «Мертвых душ», пьес Шекспира, Уайльда, Островского…
На афише Вахтанговского – премьера «Грозы» А. Островского. Многообещающе. Как сегодня прозвучит «Гроза», которой нудно и тягостно мучили еще в школе. Понятно, что тот, кто «проходил», тот и прошел мимо. Им не до «Грозы». Но кто хочет еще раз встретиться с гением Островского, да еще на сцене Вахтанговского, ему сюда: на Новую сцену театра.

Катерина — Евгения КРЕГЖДЕ, Варвара — Екатерина НЕСТЕРОВА
На каких только сценах отечественного театра не шла эта знаменитая пьеса и в каком только исполнении! Пьеса выходит в свет в 1859 году, премьеры идут в Москве и Санкт-Петербурге. Первые исполнительницы Катерины: Л. Никулина-Косицкая в Малом театре, Ф. Снеткова в Александринском театре, Г.Федотова, П. Стрепетова, М. Ермолова, М. Савина, В. Пашенная. В XX веке героиню «Грозы» играют Е. Рощина-Инсарова в Александринском театре, А. Коонен в Камерном театре, Л. Щербинина в спектакле Малого театра… Пьеса пользовалась таким успехом у публики, что попасть на нее было большой удачей.

Катерина — Евгения КРЕГЖДЕ
И вот «Гроза» 2016 в Вахтанговском театре со своим почерком, своей школой. На сцене как всегда сюрпризы. На этот раз – декорации, музыка, режиссерский взгляд, игра актеров. Но главное – актуальность пьесы, где главный герой – общество, в котором мы сегодня живем. Оно почти не изменилось со времен Островского, хоть и прошло более полутора веков. И персонажи те же, и их взгляд на жизнь, и устои общества, в котором приходится «угождать» по признанию одного из героев пьесы, и сам город Калинов, читай – вся Россия.

Кулигин — Юрий КРАСКОВ
“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой поры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать” — говорит один из персонажей пьесы Кулигин — часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум мобиле. Он хоть и отличается от «темной массы», но не в силах идти против неё, как Катерина. Его жизненная позиция: «…надобно стараться угождать как-нибудь!» В спектакле его играет Юрий Красков – убедительно и современно.

Дикой — Александр ГОРБАТОВ, Кабаниха — заслуженная артистка России Ольга ТУМАЙКИНА, Феклуша — Евгений КОСЫРЕВ
Главные герои — Кабаниха, Дикой, Катерина, Тихон, Борис, судьбы которых полны драматизма. Известная еще по школьной программе Кабаниха, на этой сцене не похожа на ту, хрестоматийную из «темного царства», которая знакома нам как нарицательная «кабаниха».
В исполнении заслуженной артистки России Ольги Тумайкиной она — сурова, но не деспотична, властна, но без самодурства, ревнива, но не до исступления. Мы видим не истеричную властную злодейку, а хозяйку, которая чтит и заставляет уважать законы общества, в котором живет. По версии режиссера Уланбека Баялиева она даже способна любить, что прозвучало весьма неожиданно. Актриса создала свою Марфу Игнатьевну Кабанову — богатую купчиху, вдову, которой зритель даже симпатизирует и открывает для себя некогда ранимую натуру, которой приходится жить в предлагаемых обществом обстоятельствах.

Катерина — Евгения КРЕГЖДЕ, Борис — Леонид БИЧЕВИН
Катерина на сцене Вахтанговского в исполнении Евгении Крегжде тоже далека от тех прописных добродетельных «катерин», которые известны нам по другим постановкам. Это весьма волевая, жизнелюбивая, лиричная замужняя женщина, которая во имя любви, способна на «все тяжкие». Кажется, что суровые наставления Кабанихи её не трогают – она в своем мире любви и отчаяния.
Её возлюбленный — Борис Григорьевич, племянник купца Дикого, молодой человек, порядочно образованный — в исполнении Леонида Бичевина, – кажется не стоит того всепоглощающего чувства, ради которого она жертвует собой. Это весьма обычный, ничем не примечательный молодой человек, разве что образованней её мужа Тихона, которого играет Павел Попов. Встреча возлюбленных пламенна, восторженна, без какой-либо оглядки на устои того самого «темного царства», куда им предстоит вернуться.
Муж Катерины – Тихон – слабое, но симпатичное существо, которое тоже не прочь сбежать от грозы, из этого «темного царства» и покутить вволю. Его жалеешь и сочувствуешь. Катерина относится к нему почти как к ребенку, жалея его и себя. Она пока еще и не думает его бросать, только просит не оставлять её одну, предчувствуя беду.

Катерина — Евгения КРЕГЖДЕ, Тихон — Павел ПОПОВ
Видим мы здесь и совершенно нового Савела Прокофьевича Дико́го — купца, значительного лица в городе в исполнении Александра Горбатого. Он даже не похож на значительное лицо, а просто на человека со своими проблемами, которых у него немало.
Но не только сюжетная канва определяет остроту сюжета. Странница Феклуша в исполнении Евгения Косырева становится самобытным летописцем Калинова: «…Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ…» Эта роль – одна из самых запоминающихся в спектакле еще и потому, что в словах странницы — не меняющаяся веками матушка-Россия.

Кабаниха — заслуженная артистка России Ольга ТУМАЙКИНА. Феклуша — Евгений КОСЫРЕВ
Гроза на сцене в каждом мгновении постановки и в музыке Фаустаса Латенаса. «Должен всё время звучать реквием любви, — говорит композитор. – На сцене все время умирает любовь». Режиссер Уланбек Баялиев увидел в «Грозе» Островского свое: «Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях… В городе Калинове каждый человек – сгусток боли. Эта боль – «тяжесть бытия», и у каждого она оправдана. В «Грозе», мне думается, нет «темного царства», нет противопоставления света и тьмы. Катерина не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку».

Сцена из спектакля «Гроза»
Главный судья в театре, как известно, зритель. Ему решать: его это «Гроза» или нет. То, что она современна – бесспорно. Был бы доволен Александр Николаевич Островский? Хотелось бы, конечно, услышать его ответ. Но наверняка, каждый из создателей спектакля задавал его себе сам. Осталось ждать оценки публики и «Браво!», «Бис!» под занавес…
Фото и видеосъемка автора.