В ОЖИДАНИИ ПРИЗРАКА

мадам Жужу

 

об этом на премьере Ж.-Л. Лагарса «Я была в доме и ждала…» в театре им. Вл. Маяковского

DSC01886

афиша

На неброской афише – зашифрованная разгадка спектакля. На вытянутой ладони — прозрачная банка с бабочкой, которая тщетно пытается вырваться на волю. Но её участь предрешена, как и героинь пьесы знаменитого французского драматурга Жана-Люка Лагарса «Я была в доме и ждала…». Его  еще часто называют «французским Чеховым». Одиночество, отчаяние, несбывшиеся надежды пронизывают творчество этого автора психологического театра. По популярности во Франции он не уступает Мольеру и Шекспиру.  В  московском театре имени Вл. Маяковского эту пьесу поставил режиссер Анатолий Шульев. На программке спектакля лаконичные сроки: «Ожидание за пределами здравого смысла…»

Сюжет пьесы, на первый взгляд, чрезвычайно прост, если не сказать, что его почти нет. Пять женщин в доме годами ждут брата, сына, которого когда-то отец выгнал из дома. Ничто в их жизни не меняется, кроме бесконечного тягостного ожидания, когда, наконец, он вернется. А если и вернется, то лишь умирать…

DSC01867

Их ожидания превращаются в мечту, в которую они продолжают верить и ради которой живут. Но ничто в их жизни не меняется и надежды уже ни на что не остается, как только примириться в безысходностью.

DSC01859У каждой из них своя история, в которой они исповедуются, словно глядя на себя со стороны. Пойманные жизненными обстоятельствами, их время тоскливо тянется в доме как в мышеловке. Но на воле их ждет существование еще страшнее и бесполезнее.

«… Да, я растеряла ее, — говорит одна из героинь, — я больше в этом не сомневаюсь, и так бессмысленно, теперь я это знаю, я ее растеряла — не могла подумать что это начало всех потерянных лет…

DSC01870

Потеряв все желания и даже желание иметь хоть зачатки желания. И ничего не будет. …Будут воспоминания, их хватит на жизнь, должно хватить на жизнь, будут воспоминания и воспоминания мои создадут жизнь спокойную…» Слышим мы со сцены.

Страх и отчаяние бессмысленно проходящей жизни не покидают сестер, и не остается даже попытки найти выход.

DSC01843

Полуразрушенная лестница в доме, ведущая в никуда, тускло светящийся торшер, старая лампа, чемодан с одеждой  из прошлого… Каждая вещь в этом доме и его обитатели — словно призраки в этом мире.

DSC01846  «Эти женщины как будто спят и много лет пересматривают один и тот же сон десятилетней давности, ждут, надеются, и ожидание забирает все их силы, парализует. Тот, кто должен был вернуться, наконец, возвращается, но надежды не оправдались, нужно просыпаться и начинать жить заново», — говорит режиссер Анатолий Шульев.

DSC01868

Когда то, что происходит на сцене, захватывает, завораживает, это не только талант автора, но и всех создателей спектакля: постановщика,  художника Ольги Богатищевой, композитора Полины Шульевой. Театр открывает новую страницу сценического искусства. Сегодня это случается не часто. У каждой актрисы: Людмилы Иваниловой, Александры Ровенских, Натальи Филипповой, Анны-Анастасии Романовой, Натальи Палагушкиной – яркая сольная партия, которую они тонко и проникновенно играют в тональности Лагарса.

DSC01864

На сцене талантливое воплощение изысканного произведения. Разве что, разношерстная публика, к сожалению, уже привыкшая к «двум прихлопам, трем притопам» на подмостках, может оказаться не на своей свадьбе. Но Лагарс и не претендует на театральный «общепит»: его зритель — интеллектуальный гурман.

Фото и видео автора.

Видео: Сцены из спектакля

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s