«КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ»

спустя полвека вновь начертили в  «Маяковке»

мадам Жужу

DSC02628

Когда в афише театра имя Бертольда Брехта, интерес к спектаклю обеспечен. Его эпический театр с пьесами-притчами и зонгами настолько оригинален и ярок, что не всякий режиссер отважится на постановку.

Как говорил сам Брехт о своем знаменитом «эффекте очуждения»: «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство».Его театр – не столько «психологический» по Станиславскому, а театр – «представления».

DSC02571

Почти век его знаковые пьесы идут на мировых сценах и не устаревают. И не только потому, что мир переживает те же проблемы, что и сто лет назад, но еще и потому, что театр, созданный Брехтом – без прикрас и вычурности бьет наотмашь. Его зонги всё также распевают со сцены, а актеры не столько перевоплощаются в свои персонажи, сколько словно наблюдают за ними со стороны.

DSC02569

Он мечтал о новом мире, без войн, о вечных ценностях:добре, справедливости, социальном равенстве. Однако, мечты о справедливом мире оказались реальны только на сцене. Театр же помогает к ним лишь приблизиться.

DSC02639

Пьесы Брехта ставить трудно, поэтому к ним обращается далеко не каждый режиссер. В нашей стране первым спектаклем по пьесе Брехта стала знаменитая «Трёхгрошовая опера» в постановке А. Таирова в 1930 году в Камерном театре. До середины 50-х годов его пьесы в СССР не ставились и не публиковались, и лишь в 1956 году вышел его первый однотомник. История любимовской «Таганки» началась в 1964-м со спектакля «Добрый человек из Сезуана», на который публика прорывалась почти штурмом. Роль безработного летчика Янг Суна в нем играл  Владимир Высоцкий.

DSC02672

В 1975-м появился «Кавказский меловой круг» знаменитого грузинского режиссёра Р. Стуруа, постановка которого принёсла режиссёру мировую известность. В 1980-м  В. Плучек в «Сатире» поставил нашумевшую «Трёхгрошовую оперу» с Андреем Мироновым в роли Мекки Мессера. «Мамаша Кураж и её дети» с оглушающим успехом шла в театре им. Вл. Маяковского в постановке М. Штрауха, а спустя двенадцать лет в 1972-м в «Сатире» её блистательно поставил М.Захаров. Не говоря уже о знаменитой «Карьере Артуро Уи» в БДТ им. М.Горького. Сегодня «Доброго человека из Сезуана» поставил Ю. Бутусов в театре им. А.С. Пушкина, а на фестивале «Золотая маска» он представил свою новую работу — спектакль «Кабаре Брехт».

DSC02632

Одну из своих знаковых пьес «Кавказский меловой круг» Б.Брехт написал в 1945 году. Поставили её в 1947 году на сцене «Нурс Литтл Театр» в США. В 1964 году она появилась на сцене московского театра Маяковского.

DSC02583

А сегодня в этом же театре вновь премьера этого культового произведения в постановке молодого режиссера Никиты Кобелева.

В основе её сюжета притча царя Соломона о споре двух матерей, у каждой из которой своя правда. Война превращает мир в ад, где каждый надеется выжить. Героиня пьесы Груше спасает жизнь чужого ребенка, в то время как родная мать бросает его. Кто из матерей окажется истинной?

DSC02626

Ответ на этот вопрос решается дать писарь Аздак. Спор разрешен, но одна из матерей, которая не сомневалась в своей правоте, не согласна с вердиктом.

DSC02684

На сцене не только история героев. Действие пьесы происходит в Грузии во время ещё не закончившейся Второй мировой войны. Люди во время войны – главное в пьесе. Как писал Брехт: «Дурные времена делают человечность опасной для человека» , — говорит режиссер постановки Н.Кобелев. — Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак — воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли — единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще».

DSC02685

Джазовое роуд-муви – (фильм-путешествие), герои которого находятся в дороге по просторам Грузии, музыка Пауля Дессау в живом исполнении квартета «Круглый бенд» — новшество на сцене «Маяковки».

DSC02710

Юлия Соломатина

 

DSC02698

Дарья Повереннова

 

 

 

Главные роли исполняют актриса театра Юлия Соломатина и народный артист России Игорь Костолевский. Зрители встретятся и с актерами Сергеем Рубеко, Ольгой Прокофьевой, Дарьей Поверенновой и другими исполнителями.

Эпический театр Брехта всегда будет современен и актуален. Новые поколения художников будут искать своего Брехта, и джазовое роуд-муви сменит уже другое прочтение. У театра Брехта всегда будет свой зритель, а для режиссеров его пьесы — космос для фантазий.

Фото и видео автора

Видео : сцены из спектакля

 

 

 

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s