«ИГРОКИ» СТАВЯТ НА ОПЕРУ

«Маддалена» — на Дьявола  на премьерах в Новой опере            мадам Жужу

 DSC02720

На афише Новой оперы в один вечер сразу две премьеры — «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Игроки» Дмитрия Шостаковича. Для неискушенного зрителя, да еще оперного театра, эти малознакомые нашей публике одноактные оперы мало о чем говорят. Однако, у касс театра – ажиотаж, в зрительном зале – аншлаг, а после показа – букеты цветов и возгласы «Браво!»

Как видим, опера вовсе не собирается уступать своё место другим новомодным музыкальным жанрам, тем более, когда на сцене мы не только слышим музыку, но еще её и видим.

DSC02723

Именно так решили представить одноактные оперы «Маддалена» и «Игроки» дирижер-постановщик спектаклей  Ян Латам-Кёниг и режиссер Алексей Вэйро  в московском театре Новая опера. Музыка Прокофьева и Шостаковича так прозвучала со сцены, что даже самому далекому от музыки зрителю глаз было не оторвать от действа. И это, — сменив на время тему, —  накануне Чемпионата мира по хоккею в Москве и садово-огородных страданий в начале мая! Прокофьев и Шостакович в премьерный день 4 мая 2016 года отыграли у них свой победный  счет.

DSC02726

Кстати, сценические истории этих двух опер, как ни странно, оказались схожими в одном: их авторам при жизни так и не удалось увидеть их в театре. Только после их смерти «Маддалена» и «Игроки» предстали перед зрителями.

DSC02749

Сергей Прокофьев написал оперу «Маддалена» в двадцать лет. Премьера в 1913-м году не состоялась, а в 1930-х Прокофьев расстался с рукописью. Партитура пролежала в парижских архивах почти 40 лет, и только в 1979 году  прозвучала на британском радио ВВС, а на сцене появилась еще спустя два года в Австрии. В нашей стране она появилась спустя аж 75 лет после ее создания. Когда праздновали 100-летие со дня рождения С. Прокофьева, в Новой опере исполнили это произведение на фестивале Sagra Musicale Umbra в Перудже в Италии, а в декабре 1991 года — на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве. Концертными исполнениями дирижировал Евгений Колобов. Сама опера полна загадок, а в образе главной героини таится сам Дьявол.

DSC02746

Действие происходит в Венеции начала XV столетия. В любовном треугольнике — красавица Маддалена (Валерия Пфистер), её муж — художник Дженаро (Дмитрий Пьянов) и его друг-алхимик Стеньо (Анджей Белецкий) — разрывается кинжальная расправа. Героиня коварно расправляется с обоими, оставляя себе в награду… свободу. Философская любовная притча по одноименной пьесе барона Ливена (под этим псевдонимом скрывалась баронесса Магда Ливен-Орлова) на музыку Прокофьева становится еще более пронзительной, чем само произведение.

DSC02733

Действие на сцене, пластика, декорации, костюмы, световое оформление настолько изысканы, что не всякий эстет может похвастать, что уже видел нечто подобное. Не говоря уже об утонченности исполнения: сложной, в стиле музыкального символизма музыке. «Меня поражает больше всего, насколько прекрасна музыка Прокофьева, которому было всего 19 лет, — говорит дирижер-постановщик Ян Латам-Кёниг. – Я считаю, что опера «Маддалена» — первый шедевр Прокофьева».В этот же вечер на сцене Новой оперы появились и «Игроки» Дмитрия Шостаковича. Совсем иной сюжет, другая страна, время действия – спустя века. Как перестроиться зрителю?  Как забыть «Маддалену» и сесть с шулерами за карточный стол в провинциальном российском городке? Можно ли разгадать замысловатую аферу с «Аделаидой Ивановной» да еще под сложнейшую музыку Шостаковича?

DSC02729

Но гении дают нам шанс погрузиться в мир недосягаемого. Надо только захотеть, вдуматься и вслушаться в их творчество. Режиссер Алексей Вэйро увидел в этих двух постановках общее: «В этих произведениях есть важные сквозные темы: Бог, возможность диалога с ним, свобода и ее границы.

игрок2

Гоголь писал комедию, но в нём всегда столько глубины!» «Мне было достаточно сложно работать с произведением Шостаковича, — рассказал накануне премьеры дирижер-постановщик Ян Латам-Кёниг. – «Игроки» поражают меня, они написаны с большим юмором. Это шедевр». Кстати, своих «Игроков» Шостакович так и не закончил, хотя считал Гоголя «великолепным либреттистом».

DSC02744

Сегодня в дни юбилеев — 125-летия со дня рождения Прокофьева и 110-летия со дня рождения Шостаковича многие театры  обращаются к их произведениям, и каждый предлагает свое прочтение. «Публика в театре должна думать, — считает Ян Латам-Кёниг. – И не надо её недооценивать. Музыка Прокофьева, Шостаковича и моя работа должны пробудить интерес».

DSC02721

«В зале не должно быть ни одного человека, который вообще ничего не понял, — считает худрук Новой оперы Дмитрий Сибирцев. – Для тех, кто пришел в оперу впервые, должен быть первый план, который зритель освоит. Абсолютного недоумения быть не может».

игрок1

Фото и видео автора: Марины Эратовой.

Видео: сцены из спектакля

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s