«МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ» МОЛЬЕРА

мадам Жужув версии  Сильвиу Пуркарете и Сергея Маковецкого в Вахтанговском

 dsc04068

Услышав имя Сергея Маковецкого в заглавной роли да еще по Мольеру, зритель безошибочно поздравляет себя с незабываемой премьерой в Вахтанговском! И он прав: такая пьеса в исполнении виртуоза сцены – беспроигрышный вариант. Сажусь в первый ряд партера, правда, на откидное место, и… погружаюсь в тот самый мир иллюзий, который предлагает нам театр.

Наслаждаюсь, прежде всего не только пьесой выдающегося классика, здесь, кстати, изрядно перелицованной приглашенным в театр имени Вахтангова европейским режиссером Сильвиу Пуркарете, а своеобразной расшифровкой роли Аргана. Да, да, я не оговорилась: именно расшифровкой, оригинальным видением главного героя — мнимого больного, в котором, кстати, угадываются многие сегодняшние персонажи, выдающие больные фантазии за реальность.

dsc04078

«Это некий образ артиста, человека, который якобы в образе господина Мольера, якобы отыграв что-то, принимает на себя желание опять разыграть некую историю – это мнимый больной, — говорит народный артист России Сергей Маковецкий. — Так мы с Сильвиу это придумали, так он нам предложил. Как дети – чем серьезнее они существуют, тем смешнее нам с вами на них смотреть».

dsc04118

Понятно, что у каждого зрителя сложится свое мнение о премьерном спектакле, которым вахтанговцы открывают свой 96-й сезон. Одним он придется по вкусу новым взглядом на Мольера, перешагнувшего через века в – классики не устаревает. Другие могут увидеть в нем излишнюю фантазийность и фривольность, третьим он покажется весьма далеким от оригинала…

dsc04104

Но, на то и режиссер, актеры, художники-декораторы, композиторы, художники по костюмам, чтобы создавать свой уникальный мир,  который можно принимать, понимать или не соглашаться. Общее мнение здесь не работает.

dsc04126

dsc04127

 

 

 

 

 

Каждая мизансцена в «Мнимом больном» Пуркарете-Маковецкого в Вахтанговском – по сути, маленький спектакль, который хочется смотреть дальше и разбираться в его хитросплетениях. На то и мастера сцены, где актерский ансамбль слажен под стать таланту исполнителя главной роли. Марка Вахтановского в том, что здесь нет проходящих пьес, постановок, актеров, забежавших отыграть своё в промежутках между съемками в телесериале, режиссеров, кочующих от площадки к площадке…

Вахтанговцы  не впервые обращаются к творчеству Мольера. В 1968 году здесь шел «Мещанин во дворянстве» в постановке В. Шлезингера, где роль Журдена блистательно сыграл Владимир Этуш. В 1995 году мы увидели «Проделки Скапена» режиссера А. Горбаня. Знаковый режиссер Владимир Мирзоев представил на сцене Вахтанговского еще два мольеровских спектакля – «Амфитрион» и «Дон Жуан и Сганарель». Главные роли в них исполнили Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Мария Аронова, Владимир Симонов.Мольер частый  и любимый автор современных театров. Его эзоповский язык слушается и смотрится как никогда актуально.

Впервые «Мнимый больной» был показан в 1673 году в Театре Пале-Рояль в Париже, где главную роль играл сам автор. Искусство обмана докторов-шарлатанов, обирающих легковерных мнимых больных – чем не современная тема пьесы? Сам же Мольер на четвертом спектакле почувствовал себя плохо прямо на сцене, но, скрыв свой недуг, доиграл комедию до конца. Диагноз главного героя «Мнимого больного», который ему поставили псевдодоктора, — «недуг легких» — оказался пророческим для автора комедии.

dsc03958

В день премьерного показа «Мнимого больного» в театре был сбор  труппы, а худрук театра Римас Туминас рассказал о ближайших планах. Перед тем министр культуры РФ Владимир Мединский поздравил актрису Юлию Рудберг с присвоением ей звания Народной артистки России.  Зрительный зал аплодировал ей вместе с народными артистами России Владимиром Этушем, Сергеем Маковецким, Людмилой Максаковой, Марией Ароновой, Владимиром Симоновым, заслуженным артистом РФ Андреем Ильиным.

dsc04036

Что же ждет нас на прославленной сцене в новом сезоне?

На Новой сцене театра 14 октября намечена премьера «Наш класс» польского драматурга Т. Слободзянека в постановке Н. Ковалевой. В конце октября — спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе А. Стриндберга в постановке Г. Балпеисовой. Римас Туминас обещал, что в День рождения театра 13 ноября состоится московская премьера спектакля «Царь Эдип» в его постановке, который с успехом уже показали в Греции на сцене древнейшего амфитеатра в Эпидавре.

dsc04042

Полным ходом идут репетиции спектакля по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» в постановке известного режиссера Владимира Иванова, где  впервые в своей творческой карьере народный артист СССР Владимир Этуш выступит… в женской роли. Премьера ожидается уже в декабре.

Еще одно новшество Вахтанговского: в октябре открывается АРТ-КАФЕ. Одно то, что его оформлял главный художник театра Максим Обрезков в своем фирменном стиле – вахтанговский знак качества.

dsc04061

dsc04064

 

 

 

 

 

Небольшая сцена, словно в парижском кафе, окруженная столиками с приглушенным освещением, настраивает нас на встречи с знаменитыми вахтанговцами. Творческие вечера, поэтические чтения, выступления оркестра театра, сольные концерты… Мы встретимся с Евгением Князевым, Мариной Есипенко,  Игорем Карташевым, Александром Олешко, Еленой Сотниковой и Юлией Рутберг, Сергеем Маковецким, Василием Лановым, Ириной Купченко, Владимиром Симоновым, Юрием Шлыковым, Алексеем Гуськовым, Лидией Вележевой и другими артистами театра.

dsc04058

А еще: Римас Туминас собирается ставить «Фауста». Это интересно.

Фото и видео автора.

Сцены из спектакля

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s