БОГОМ ПРОКЛЯТ Я!

уверен Царь Эдип Софокла.  С премьеры Вахтанговского

мадам Жужу

dsc04692

Спектакли бывают хорошие и плохие, проходящие и знаковые, удачливые и безликие, редко – шедевры мирового театра. На сцене — древнегреческая трагедия Софокла «Царь Эдип» — рок и неотвратимое возмездие, спор человека с богами. В век гаджетов, мыльных опер и убойных телесериалов – античный театр? Спроси  любого особенно из глубинки, кто такой Софокл, про что его «Царь Эдип» и, вообще, с чем его едят? Вряд ли услышим вразумительный ответ. А школьников  тащат на классику в театр по принудиловке для «галочки» по литре. И вдруг…

dsc04644

Занавес Вахтанговского открывается и… представление  завораживает невиданными страстями, хитросплетениями и непредсказуемой развязкой. На сцене  — то ли античные времена, то ли – день сегодняшний: те же проблемы, вопросы, ответы на которые так и не найдены. Герои, судьбы которых предопределены, но они всё же пытаются противостоять судьбе. Словом, современная древнегреческая трагедия о неотвратимости рока и силе человеческого достоинства разыгрывается у нас на глазах так стремительно, что ни о какой скуке нет и речи. Почему именно это произведение выбрал для своей постановки к 95-летию театра им. Евг. Вахтангова его художественный руководитель Римас Туминас?

dsc04591

— Хочется поставить спектакль о главном — человеческом достоинстве, чести, сильном человеке, лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим, — говорит режиссер-постановщик. — Сегодня такого практически нет. Все они, во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека.

dsc04719

Сегодня ставить классику на сцене непросто: перелицовывать её  — дело неблагодарное — взыскательный зритель не прощает фальши, а те, кто далек от трагедий Софокла вообще и проблем древних греков в частности, просто «не позарятся» ни на «Царя Эдипа», ни на что-то еще из античности. Поэтому тонкая символичная современная постановка Римаса Туминаса в сценографии Адомаса Яцовскиса на музыку Фаустаса Латенаса и художника по костюмам Максима Обрезкова на сцене Вахтанговского — открытие нового своего театра, прежде всего, для зрителя. — Спектакль — чуть-чуть брехтовский, чуть-чуть — феллиниевский, чуть-чуть туминовский, — считает сценограф Адомас Яцовскис.

dsc04657

На сцене почти нет декораций, кроме огромного металлического вала, вокруг которого разворачивается трагедия. Этот вал и есть рок, судьба, что неминуемо настигнет любого, как ни пытаться изменить предначертанное. Вал подминает под себя всё, не щадя на своем пути никого. Однако, герой трагедии Эдип, страшную судьбу которого предопределили боги, пытается выстоять в этой неравной схватке и выйти победителем.

dsc04674

Узнав о страшном пророчестве, что убьет своего отца и женится на матери, он, покинув приёмных родителей, надеется обойти судьбу. Но все предсказания богов сбываются. Эдип, считая себя недостойным даже смерти, ослепляет себя, чтобы не видеть этот мир. Борьба с предначертанным? Зависимость человека от воли богов или бой за духовную свободу? И всё же Эдип пытается противостоять ударам судьбы и обретает внутреннее прозрение. Не наказание свыше, а приговор самому себе, когда жизнь — искупление преступления через страдания.

dsc04700

Премьера  «Царя Эдипа» Софокла состоялась на сцене древнейшего амфитеатра в Эпидавре 29, 30 июля 2016 года, в Афинах — 21, 22 сентября 2016 года — совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах.

dsc04689 — Это очень важный проект, так как он соединит в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра, — говорит Римас Туминас. — Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства. Оно едино. Боль, любовь, ненависть — все это мы чувствуем одинаково. Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога.

dsc04626

Спектакль Вахтанговского «Царь Эдип» про неизбежность рока, который может и должен стать  спасением. В спектакле заняты актеры: Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев, Максим Севриновский, Артур Иванов, Олег Форостенко, Валерий Ушаков, Рубен Симонов, Екатерина Симонова, Павел Юдин и другие. Каждая роль выверена и отшлифована, чем вообще славятся вахтанговцы. Хор артистов Национального театра Греции в Афинах придает действу особый колорит — его звучание не аккомпанемент , а своя самобытная история, пришедшая к нам из древней Греции.

%d1%8d%d0%b4%d0%b8%d0%bf-22

У музыки в спектакле своя, особая роль рассказчика-свидетеля о событиях глубокой давности, ворвавшихся в наши дни, особенно, когда в финале спектакля вал Судьбы вершит свой убийственный рок.

Фото и видео автора

Видео: Сцены из спектакля

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s