«ДАМА» ИЗ КАФЕ БЕЗВРЕМЕНЬЯ

открывает свой мир на премьере «Современника»

dsc04804

Дама — Марина Неелова

мадам Жужу

В «Современнике» — вновь премьера нового сезона — спектакль «Дама» в постановке польского режиссёра Анджея Бубеня по пьесе Тадеуша Ружевича — известного польского драматурга и поэта, революционера польского послевоенного авангарда. На сцене – драма абсурда,  трагифарс, притча, трагедия и трагикомедия одновременно, где всё переплетается в вихре эмоций, музыки, смене декораций…

dsc04781

Загадочное кафе, куда приходят разные люди и  рассказывают каждый о своем, словно на исповеди. Главное — высказаться в общем хоре и даже неважно, услышат ли тебя. Среди посетителей — три девушки с именами древнегреческих богинь судьбы – мойры. Одна прядет нить жизни, другая определяет судьбу, третья – «неотвратимая» — перерезает нить.

dsc04828

Греки считали, что  мойры предрекали законы природы и мироустройства, которому подчинялись даже боги. Наши богини современны – читают журналы, загорают, отдыхают, словно не замечая происходящего. Тем временем, действие пьесы переносит нас во времена «Третьего мирового сражения», где игра в войну и мировая катастрофа становятся почти неотличимыми и одинаково ужасными. Как не потерять себя, достоинство в этой чудовищной ситуации, выжить физически и духовно?  На этот один из главных вопросов  отвечают герои постановки.

dsc04860

Пьеса написана полвека назад, но звучит современно. Среди многих проблем в ней — страх перед ядерной войной и, в то же время, поиск любви, мечты, попытки обретения рая на земле, несмотря на творящийся ужас вокруг.  — Если написанное Ружевичем казалось некогда фантастичным, — говорит режиссер Анджей Бубень, —  то сегодня эта пьеса почти реалистична. Он очень многое гениально угадал. Почему я выбрал именно эту пьесу? Сегодня для этого два веских повода:  диагноз, поставленный драматургом миру и то, что эту пьесу можно ставить лишь на гениальную актрису.

dsc04802

Это должно быть соло с симфоническим оркестром. И такая актриса – Марина Неелова – человек-космос. С ней интересно работать и это дает огромные возможности для режиссера. …В загадочном почти нереальном кафе — неповторимая в своем разноцветном неописуемом обличье Дама, в которой с трудом можно узнать актрису Марину Неелову. Всего несколько брошенных ею слов, и мы погружаемся в парадоксальный неведомый мир завораживающей непредсказуемой героини. Так понять и раскрыть свою героиню может только актриса-выдумщик, художник и Мастер профессии.

dsc04793

— Вся экстравагантность была для меня чрезвычайно привлекательна, потому что в основном я играю серьезные драматичные или трагические даже роли. А здесь я имела возможность вдруг дать себе разрешение сделать что-то такое сверх того, что было бы органично или естественно в психологическом театре, — говорит Марина Неелова.

— Это концерт лучшего инструмента в мире с лучшим оркестром мира. Вот это делает одна Неелова! Другое дело, что у нее прекрасные партнеры, у нее прекрасный режиссер — там все это есть, но она делает одна вот эту симфонию, — говорит художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек.

dsc04846

Действие на сцене — по сути, наш сегодняшний мир, где человек, во многом зависящий от обстоятельств, и всё же, пытающийся не только выжить, но в трагических условиях жить, сохраняя достоинство. И, как говорит героиня, спасти себя от страха смерти – ведь смерть бывает не только физическая, но и эмоциональная, нравственная, духовная.

dsc04771

Сценография и костюмы Аниты Боярска

В центре загадочного кафе – огромное окно, в которое можно видеть другой мир, но бывает, что вовсе не тот, что ожидаешь. Но ведь в окно виден и божественный свет, которого нет в темноте. Символ невидимого — лейтмотив  происходящего на сцене.

dsc04799

На какого же зрителя сделан спектакль? Кто захочет ломать голову над подтекстом автора, сложным режиссерским рисунком, прочтением смысла каждой роли в мистическом кафе — в исполнении актеров Ш. Хаматова, А. Рапопорта, Е. Козиной, П. Пахомовой, П. Рашкиной, Д. Фроловой, Д. Гирева, И. Забелина, Е. Павлова, Д. Смолева?  Думающий зритель, кто ищет ответы на многие вопросы бытия, идет в театр за знаниями, открытиями, эмоциями. Тем же, кто далек от Открытого документального театра, тому, что говорится, «в другую дверь».

dsc04869

«Дама» никогда не пригласит его в загадочное мистическое кафе на чашечку кофе, гадать на гуще которого ни к чему, если не хочешь знать будущего или всё и так понятно. После премьеры в фойе меня окликнули: «Как вам спектакль?» — «Когда Мастер на сцене, этим всё сказано», — ответила я.

Фото и видео автора.

Фрагменты спектакля «Дама»

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s