НЕЗАКОНЧЕННАЯ «ТУРАНДОТ»

Понравилось бы это Пуччини? Ответ с премьеры в «Геликон-опере»

dsc05634

Эту оперную премьеру в Москве ждали давно. А ведь прошло «всего» 90 лет со дня её первой постановки в 1926 году в Миланском театре Ла Скала. На премьере дирижировал сам Артуро Тосканини. Прервав спектакль, дирижер объявил, что опера заканчивается именно на этой музыкальной фразе, потому что в этот момент… Пуччини не стало.мадам Жужу

dsc05635

Он умер, так и не успев завершить работу над оперой «Турандот», которую считал лучшим своим творением. Она так и осталась незаконченной. Композитор мечтал увидеть свою оперу в Ла Скала под управлением великого Артуро Тосканини.

dsc05597

Почти так и произошло, однако, великому дирижеру пришлось остановить оркестр на последнем такте, написанном автором оперы, и обратиться к публике: «Здесь опера заканчивается, потому что на этом месте Маэстро умер». Сцена погрузилась в темноту, занавес опустился, а из зала раздавалось: «Слава Пуччини!»

dsc05629

Тосканини доверил дописать оперу Франко Альфано. С тех пор изысканная яркая «Турандот» Пуччини не сходит с мировых театральных подмостков. Она с успехом шла в Риме, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Дрездене, Вене, Берлине, Брюсселе, Нью-Йорке, Каире, Берне, Лондоне, Праге, Будапеште, Стокгольме.

dsc05609

В 1927 году премьера оперы состоялась в СССР в Москве в театре сада «Аквариум», а в 1931 году «Турандот» появилась в Большом театре. В 1934 году спектакль сняли с репертуара и только в 2002 году «Турандот» вновь вернулась на сцену Большого и шла здесь до 2015. И вновь премьера – на этот раз в «Геликон-опере». А это значит – сюрпризы на сцене.

dsc05645

Действительно, дирижер-постановщик Владимир Федосеев, режиссер-постановщик Дмитрий Бертман и художник-постановщик Камелия Куу представили свою версию сказки Карла Гоцци на музыку Джакомо Пуччини о жестокой красавице  — принцессе Турандот. Она, как известно, выбирает женихов, загадывая им три загадки, а отгадавший получит принцессу в жёны.

dsc05654

Тот же, кто ответил неверно, будет казнён. Пуччини выбрал эту древнюю китайскую легенду о жестокой принцессе не случайно: его талант еще ярче раскрылся именно в этом экспрессивном сюжете. От версии о насмешливой и остроумной Турандот в исполнении Юлии Борисовой в Вахтанговском театре, героиня Пуччини в «Геликон-опере» весьма отличается. Дирижер-постановщик Владимир Федосеев, режиссер-постановщик Дмитрий Бертман и художник-постановщик Камелия Куу представили на сцене картину далеко не идиллическую, а со всеми перипетиями и испытаниями судеб героев оперы.

dsc05618

Здесь опера «Турандот» не «китайский сувенир», а драма, одна из самых страстных опер Пуччини. «Мы делаем постановку в редакции Пуччини, и заканчиваем спектакль в том месте, где остановился композитор – на смерти Лиу», — говорит режиссер спектакля, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. Художник-постановщик К. Куу подарила опере неповторимый китайский колорит: в стильных костюмах, уникальных декорациях, традиционном китайском дизайне-триединстве — природе, простоте, энергии.

dsc05637

По задумке режиссера на сцене — две Турандот. Одна – иллюзия настоящей принцессы — красавица-искусительница, имитирующая пение в исполнении артистки балета Ксении Лисанской. Другая, гротескная  — Елена Михайленко, которая безупречно ведет свою партию в стиле пуччиниевского вокала. Солисты спектакля, хор, оркестр создали оперу, которая наверняка войдет в лидеры мирового современного оперного искусства, тем более, когда за дирижерским пультом — народный артист СССР Владимир Федосеев. «В «Геликоне» я встретил Любовь к театру, — говорит Владимир Иванович. —  Я встретил здесь прекрасных певцов, которые работают ради театра, ради музыки. Здесь все создано для того, чтобы заниматься музыкой, любить её. … Я считаю, что мы выбрали правильный вариант финала «Турандот». Смерть Лиу заключает уже всё. Дальше сказать нечего. Только мысленно досказывать…» Маэстро Федосеев предлагает свое музыкальное решение.

dsc05601

«Турандот» без финала? Понравилось бы это  Пуччини?  Стоит ли доверять дописывать оперу даже самому талантливому преемнику? Только сам автор мог бы завершить оперу, но судьба распорядилась по иному. Режиссер Бертман разгадывает еще одну загадку Турандот, предлагая нам пуччиниевскую и, в то же время, свою оригинальную версию прочтения произведения. Слушаем Пуччини в «Геликоне» …

Фото и видео автора.

Фрагменты спектакля

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s