«СВОДКА ВЫСЛАНА — ЖДЕМ СВЯЗИ…»

в шифровке из концлагеря Аушвиц с премьеры «Пассажирки» в «Новой опере»

dsc05524Она приехала в Париж в командировку от газеты.  Оказавшись в толпе туристов на мадам Жужуплощади Согласия, журналистка вдруг услышала  резкую, отчетливо знакомую немецкую речь. Немка говорила быстро, четко и как-то очень жестко. Зофья слегка  побледнела и почувствовала, что вот-вот ей станет плохо: в этих немецких рваных фразах она вдруг услышала голос  надзирательницы из Освенцима…

dsc05509

Бывшая узница концлагеря с ужасом обернулась: немка-туристка все также резко продолжала чеканить фразы, но это была вовсе не её бывшая надзирательница, а такая же туристка, как и Зофья. Просто уж очень часто приходилось слышать такую же немецкую речь тогда, за колючей лагерной проволокой. Голос всё  ещё продолжал звучать, а воспоминания нахлынули с большей  силой.

dsc05547

Освенцим, концлагерь, сотни убитых и замученных, пытки, зверства, газовые камеры… Вернувшись из командировки, журналистка Зофья Посмыш никак не могла освободиться от жуткого впечатления на площади Согласия и решила писать воспоминания. Так в 1968 году появилась повесть «Пассажирка», которая тут же разнеслась по свету и имела грандиозный успех.

dsc05549

Хроники этих дней никогда не сотрутся в памяти тех, кто их пережил, а страх их повторения до сих пор не покидает бывших заключенных. Палачи же тщательно пытаются смыть в своей памяти зверства фашизма, но время не прощает. Для композитора Моисея Вайнберга Холокост тоже стал личной трагедией: вся его семья погибла в  концлагере Травники. Ему удалось бежать из захваченной нацистами Польши в СССР.

dsc05558

Вайнберг решает написать оперу по повести «Пассажирка», судьба  которой оказалась очень непростой. В Большом театре, где  шли её репетиции, цензура вдруг к постановке её запретила, обвинив  в так называемом «абстрактном гуманизме». И только в начале XXI века после смерти композитора «Пассажирка» зазвучала вначале в концертном исполнении в Москве, а в сценическом — на фестивале в Брегенце в 2010 году, где дирижировал  Т.Курентзис.

dsc05564

И вот долгожданная премьера «Пассажирки» в театре «Новая опера» 27 января  — в Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году  советские войска освободили узников концлагеря Аушвиц (Освенцим). Премьера «Пассажирки» прошла с огромным успехом. За дирижерским пультом —  постановщик, главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кёниг. Режиссер-постановщик Сергей Широков, имя которого уже давно завоевало признание на театре, телевидении, в концертных программах.

dsc05522

Сценография – Ларисы Ломакиной,  признанной одной из лучших сценографов страны. Художник по костюмам – модный дизайнер, который демонстрирует свои коллекции в Париже, создатель костюмов к постановкам Большого театра России —  Игорь Чапурин. Солисты, хор, оркестр настолько органичны и безупречны в подаче такого сложного материала, что кажется, повесть будто была создана для оперного воплощения на сцене.

dsc05495

Действие оперы разворачивается в двух пространствах и двух временах: на сцене — океанский лайнер с роскошными каютами, светской публикой и заключенные концлагеря  Аушвиц за колючей проволокой.

dsc05580

Внезапная встреча на борту лайнера бывшей узницы и её надзирательницы, переворачивает мир обоих, погружая их в воспоминания, для одной – невыносимо жуткие, для другой – пытающейся оправдать себя и военные времена. Психологический конфликт настолько велик, что почти непреодолим. У каждой — своя правда.

dsc05566

Музыка же усиливает напряжение на сцене во стократ, и всё, что происходит дальше, переносит нас во времена нацизма, фашизма, Холокоста, когда массовые убийства в концлагерях считались делом обыденным. Те же, кому удалось спастись, и их палачам в мирное время могли вдруг оказаться рядом, как на роскошном лайнере в «Пассажирке».

dsc05527

Просто была война, просто были концлагеря, где уничтожали людей разных национальностей, просто выполняли приказы о зверствах… Талантом М.Вайнберга восхищался сам  Шостакович: «Все предыдущие сочинения Вайнберга были дорогой к этой вершине. Помимо своих музыкальных достоинств, это сочинение нужное, необходимое в наше время» — писал классик.

dsc05589

Сам же Вайнберг считал Шостаковича своим учителем. «Пассажирка» для меня — не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века, — говорит режиссер  Сергей Широков. — Это колоссальное эмоциональное напряжение, это  абсолютно прямое высказывание, в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых — безумно жестокое. Это почти античная драма — очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверх экспрессию вокальной речи».

dsc05499

Главные исполнители оперы Марта – Н. Креслина, Лиза – В. Пфистер, Вальтер – Д. Пьянов, Тадеуш – А. Гарнов, Катя – В. Шевцова и все актеры создали на сцене музыкальный шедевр, который наверняка может стать одной из визитных карточек театра, тем более, когда за дирижерским пультом  -маэстро Ян Латам-Кёниг. Исполнительницы партий  Марты — Н.Креслина и Лизы — В.Пфистер настолько ярко создали образы своих героинь, что у зрителя почти  не возникает сомнения в том, что они сами пережили трагедию тех лет. Опера слушается на одном дыхании, а это и есть признание. Премьера «Пассажирки»  открыла традиционный Крещенский фестиваль в «Новой опере». Кстати, на фестивале будут представлены ещё две оперные премьеры: концертная версия оперы «Пушкин» К.Боярского и опера «Школа жен» В.Мартынова.

Фото и видео автора

Фрагменты спектакля

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s