ВРЕМЕНА «ДРАКОНА»

Розовое страшнее черного, а страх внутри нас…               С премьеры  МХТ им. А. П. Чехова

dsc06028

В МХТ имени А. П. Чехова премьера — «Дракон» по пьесе Евгения Шварца в постановке Константина Богомолова. Этот спектакль ждали. Как, собственно, и каждую новую постановку этого режиссера, хотя бы потому, что на сцене не будет привычных театральных штампов и предсказуемых сценических ситуаций.мадам Жужу

dsc06008

Постановки Константина Богомолова кому-то  нравятся, кому-то — нет, кто-то в них видит оригинальную эстетику, кто-то и вовсе призывает с ними бороться и снимать спектакли с репертуара. Но одно бесспорно: это всегда интересно, хотя оговорюсь, понять его стилистику весьма непросто, а в зашифрованных им на сцене смыслах далеко не каждый  способен разобраться.

dsc05949

Вот и в «Драконе» одна сцена сменяет другую и за немудреными на первый взгляд диалогами скрывается, как всегда, авторский подтекст. На первый взгляд, на сцене — синтетический жанр: чего здесь только нет – и почти религиозные притчи, и незатейливые советские песенки вроде «Было, было, было и прошло…»,

dsc05965

и кадры советской хроники, и пляска с персонажем в маске смерти под попсу, и блистательный монолог Дракона-Верника… И все это на фоне того сценического пространства, которое талантливо создала художник Лариса Ломакина.

dsc05976

И, все-таки, о чем получился спектакль? Вспомним фильм Марка Захарова «Убить дракона» по той же пьесе Шварца. И вот новый «Дракон» теперь на сцене МХТ. Там была вроде бы сказка, но в ней намек. Здесь?.. Послушаем режиссера спектакля  Константина Богомолова: «Почему именно Шварц? Было предложение Олега Павловича делать Шварца, и с моей стороны было желание поработать с этим текстом, потому что это — прекрасная настоящая литература.

dsc05869

Дальше уже начался процесс создания спектакля, который, естественно, требует нахождения какого-то подхода к этому материалу. Делать спектакль про политику, делать сатирическое обозрение и что-то в этом роде не особо хотелось, не казалось интересным. И как-то я внутренне очень зацепился за время написания «Дракона», время Второй мировой войны.

dsc05895

И это ощущение какого-то апокалипсиса, который, видимо, нависал и над автором, и над страной, и над  миром, и жажда спасителя в какой-то безнадежной ситуации, какое-то отчаяние, которым проникнута пьеса, в отличие от других шварцевских пьес. Дальше стали искать смысл этой истории и как-то само собой в процессе работы вырулилось на то, что на сцене.

dsc06025

Это история, наверное, про то, что времена  Дракона, наверное, честнее, чем времена без него. Что розовое страшнее черного. Что страх внутри нас, а Дракон – это то, что мы придумываем, чтобы материализовать свою собственную слабость, свой собственный страх. Собственно, об этом Ланцелот и говорит людям: «Не бойтесь, это можно. Вы слышите? Это можно». Это разрешение, сказанное Ланцелотом, — вот, пожалуй, одна из тем.

dsc05984

Для меня это какой-то странный спектакль, который проникнут каким-то и отчаянием, и, как ни странно, каким-то религиозным чувством. Эта пьеса вдруг наполнилась каким-то своеобразным религиозным чувством, история этой жертвы, история смерти Ланцелота и превращение этой смерти теми людьми, которые были порабощены Драконом.

dsc05878

Там есть  фраза  — «Красный цвет, выцветая, становится розовым». Красный цвет – цвет крови. Со временем, к сожалению, он выцветает, теряет свою интенсивность, свою поразительность, свою драматичность, порой, превращается в розовый. Как память, также стирается и цвет крови. А это печально, потому что цвет крови не должен стираться, и память об этой крови не должна стираться.

dsc06011

Здесь никаких политических аллюзий нет, никаких цитат политического свойства или актуальности. Всё, о чем здесь говорится, находится вне конкретного политического момента, конкретной страны, конкретного государства. Этот спектакль не о политике – он об эстетике и о некоем эстетическом состоянии общества. Он в существенной степени о деградации цивилизации, о вырождении. Как ни странно, противопоставлением этому вырождению становится время Дракона. И в конце этот мир сгорает в пламени Дракона. Этот спектакль о внутреннем состоянии человека и цивилизации. Кстати, в гораздо большей степени этот спектакль о состоянии европейской цивилизации. Этот спектакль не о конкретной стране,  конкретном месте, конкретных людях, конкретном Драконе. Хотя здесь проассоциирована часть, которая связана с Драконом, с временем советским  предвоенным и послевоенным. Есть ситуация из «Пяти вечеров», и Ланцелот проассоциирован с героем «Пяти вечеров» отчасти. Естественно, есть параллель жертвы Ланцелота, жертвы спасителей, и жертвы войны, и драмы войны, и драмы Ланцелота, и гибели во имя чего-то.

%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%be%d1%82

Во имя того, чтобы те люди, которые попрятались, сказали бы: «Да, теперь больше так не будет». А потом возникает эта розовая часть и пошлая песня «Это было, было, было, но прошло», и ощущение того, что красный цвет выцвел и стал розовым,  и все забыто. Поэтому, этот спектакль, в общем-то, о состоянии европейской цивилизации. Да, в этом есть определенная провокативность,

dsc05868

то, что времена Дракона становятся, оказываются, менее страшными, чем время розового цвета. Вот так я чувствую». Актерские удачи спектакля, особенно, Олега Табакова,  Игоря Верника, Кирилла Власова, Надежды Калегановой , Павла Табакова мы видим на сцене. Музыкальное оформление Валерия Васюкова – еще один успех «Дракона». Спектакль —  непростой, каждая сцена в нем – свой мини спектакль, в который надо всматриваться, вслушиваться, вдумываться.

Фото и видео автора.

Фрагменты спектакля

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s