1917 – 2017. СНЯТО!

ожившие ленты XXI Кинофестиваля «Белые Столбы»

dsc06081

мадам Жужу

На стенах этого кинозала — цветные афиши нашего старого любимого кино. С них на нас смотрят известные актеры — герои фильмов золотого века отечественной кинематографии. Но есть афиши и малознакомые или вовсе неизвестные…

dsc06072

dsc06078

На экране этого кинозала — ожившие киноленты, порой, незаслуженно забытые или из-за цензуры отправленные «на полку», а то и просто найденные… на помойке, как это случилось с  комедией «Богатый Яша» 1926 года. В эти дни её, среди других более шестидесяти раритетных картин из коллекции Госфильмофонда, покажут на ставшем уже традиционном кинофестивале «Белые Столбы», который проходит в 21-й раз.

dsc06095

Президент кинофестиваля Генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев рассказал, что на этом фестивале демонстрируются фильмы, которые можно увидеть только здесь, зрители же  — киноведы, кинокритики, историки кино, режиссеры. В прошлом году в киносмотре участвовали 27 стран, в этом — 38. Кроме собственной коллекции Госфильмофонд показывает ленты из синематек Франции, Америки, Литвы.

dsc06093

На афише кинофестиваля — кадр из фильма Юлия Карасика «Шестое июля», где Ленина сыграл Юрий Каюров. Картиной открытия нынешнего фестиваля стала «Мальчик и девочка», снятая режиссером Юлием Файтом в 1966 году с Николаем Бурляевым в главной роли. Тогда лента по сценарию Веры Пановой так и не вышла на экраны, пролежав «на полке» целых полвека, пока его создатели не стали… дедушками. Фильм, восстановленный в цвете специально для фестиваля, рассказывает о любви семнадцатилетних  поколения 60-х.

Главная тема кинопоказа — 100-летие революции, которое отмечается в этом году. Какие фильмы о революции представить в юбилейный год? Что выбрать: плакатное советское кино или неканонические ленты?

dsc06104

Создатели программы фестиваля решили отказаться от канонического набора историко-революционных фильмов и, вместо традиционных картин Сергея Эйзенштейна, Михаила Ромма,  посвятили её теме мировых революций. Два фильма о российских революционерах сняты еще… до революции. Это американская мелодрама «Казацкая нагайка» (1916 г.) Д. Коллинза и загадочная русская картина «Заря русской революции» (1913 г.), автор которой неизвестен, так как снималась она подпольно и предназначалась только для заграничного проката. И в «лениниане» можно обнаружить вещи неожиданные. «Шестое июля» (1968 г.) Юлия Карасика вопреки всем прогнозам стал одним из лидеров проката. В фильме Ф. Эрмлера  «Перед судом истории», вышедшем на экраны в 1965 году,  главный герой — свидетель Февральской революции 1917 года, депутат Госдумы Василий Шульгин. Во время Февральской революции он лично принял отречение из рук царя Николая II, был одним из организаторов и идеологов Белого движения.

dsc06103
Василий Шульгин и режиссер Фридрих Эрмлер — материалы к фильму.

На экране ведется спор главного героя с неким Историком советского времени, который сменяется документальными кадрами событий тех лет. Правда у каждого своя — зрителю решать, чьи аргументы сильнее. Парадокс в том, что антигерой революции выигрывает даже не столько в своей политической позиции, сколько в интеллекте и облике философа.

dsc06096

Из-за обвинений, которые посыпались на фильм после смещения Хрущева в том, что на экране появилась одиозная фигура врага, ленту пришлось значительно переделывать. Однако, картина дожила до наших дней и сегодня смотрится как еще одна уникальная летопись истории России.

dsc06062

Свой взгляд на революцию 1917 года режиссера И.Ольшвангера и в картине «На одной планете» (1966 г.), где роль Ленина исполнил Иннокентий Смоктуновский. На экране — сутки из жизни вождя мирового пролетариата с вечера 31 декабря 1917 года до вечера 1 января 1918 года. За это время происходит масса событий. Ленин в исполнении Смоктуновского вызвал немало споров еще при утверждении актера на эту роль. Он был совсем другим по сравнению с образами, созданными Юрием Каюровым в ленте «Шестое июля» и Кириллом Лавровом в фильмах «20 декабря» и «Возмездие». В вожде пролетариата не было той сильной воли, могущества, каким мы привыкли его видеть на экране.

dsc06114
Ленин — И.Смоктуновский, Сталин — А.Кобаладзе.

Это был Ленин  чем-то — авантюрист, где-то сомневающийся и… совсем непохожий на вождя красной революции. Однако, фильм вышел на экраны и стал еще одной киноверсией «ленинианы», заняв свое место в летописи советского киноискусства.

dsc06082

Еще одна рубрика XXI  фестиваля — «Игровики снимают документ» — про то, как выдающиеся мастера игрового кино снимают документальные картины. Это один из самых редких фильмов Г. Чухрая «Память» (1969 г.) — уникальная для советских 1960-х годов лента о психологических последствиях Сталинградской битвы. Две неигровые ленты Г. Александрова – «Интернационал» (1932 г.) и «Каспийцы» (1944 г.).  Режиссер Александр Аскольдов многим известен по фильму «Комиссар», который был запрещен в 1967 году и вышел на экраны только двадцать лет спустя. На фестивале же покажут его документальную картину «Судьба моя – КамАЗ».

dsc06073

Как и на прошлых кинофестивалях продолжится показ студенческих работ 1930 — 1970-х годов известных режиссеров. В программе — диплом Г. Полоки «Жизнь» (1958 г.), учебная работа В. Абдрашитова «Репортаж с асфальта» (1971 г.). Эти ленты лишь недавно переданы в Госфильмофонд и отреставрированы специально для нынешнего фестиваля. В «Последнем листе» (1959 г.) Д. Фирсовой дебютировала звезда 1960-х Л. Кадочникова, а в главной роли — юный О. Иоселиани. Среди реставраций на фестивале – легендарный фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970 г.) — его новая копия изготовлена с оригинального негатива. Увидели зрители  фрагмент мелодрамы Е. Бауэра «Жизнь за жизнь» (1916 г.) и картину Б. Сушкевича «Цветы запоздалые» (1916 г.), где снимались легендарные актеры Первой студии МХТ. В программе фестиваля и ретроспектива Ирвина Уиллата — режиссера американского немого кино.

dsc06145

В хранилище Госфильмофонда России

Уникальная коллекция фильмов XXI Кинофестиваля «Белые Столбы» сегодня оживает на экране, и каждый раз мы открываем для себя старое новое кино.

Фото и видео автора.

С открытия XXI фестиваля архивного кино «Белые Столбы»

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s