… НО ИЗ БЮДЖЕТА НЕ ВЫЙДУ

говорит герой пьесы А.Островского «Бешеные деньги» на премьере в «Маяковке»DSC06444

«У меня в Петербурге, по моим делам, есть связи с очень большими людьми;мадам Жужу

сам я мешковат и неуклюж; мне нужно такую жену, чтоб можно было завести салон, в  котором даже и министра принять не стыдно. У вас все есть для этого, — говорит Савва Геннадич Васильков своей невесте красавице Лидии Чебоксаровой.

DSC06377

— Когда вы изучите в совершенстве хозяйство, я  вас возьму в  свой  губернский  город,  где  вы  должны  ослепить губернских дам своим туалетом  и  манерами. Я  на это денег не пожалею, но из бюджета не выйду. Мне  тоже, по моим обширным делам,  нужно такую жену».

DSC06371

Не наш ли это современник-банкир, промышленник, держатель акций, простой российский олигарх, коими полнится сегодня земля русская, да и заграничная?  Да, да, тот самый, о котором почти полтора века назад рассказал Александр Островский в своей пьесе «Бешеные деньги». Вначале она называлась «Коса — на камень», потом «Не всё то золото, что блестит». И вот премьера — 16 апреля 1870 года в Александринском театре. Классик предвидел, что на Руси «всё будет, как было, если даже будет по-другому». Те же денежные мешки  — васильковы, куклы — чебоксаровы, жаждущие бешеных денег, расчетливые мамаши – надежды антоновны, прожигатели жизни — телятевы, искатели богатых вдовушек — глумовы, титулованные престарелые любители «клубнички»   — кучумовы.

DSC06386

Все персонажи, в каких декорациях их не расставь – наш сегодняшний пронзительный век дельцов и проходимцев, девиз которых «не обманешь – не проживешь». Но Островский относится к ним понимающе-снисходительно, пытаясь разобраться в их поступках, не осуждая и не одобряя кого-то, предлагая зрителю вместе с ним задуматься о жизни каждого из них.

DSC06364

«Моя  богиня   беззаботного  счастия  валится  со  своего  пьедестала,  на  ее  место становится грубый идол труда и промышленности, которому имя бюджет, — говорит красавица Лидия. —  Ах, как мне жаль бедных, нежных созданий, этих милых, веселеньких  девушек!  Им  не  видать  больше изящных, нерасчетливых мужей! Эфирные  существа,  бросьте  мечты о несбыточном счастье, бросьте  думать о тех, которые изящно проматывают, и выходите за тех, которые  грубо наживают и называют себя деловыми людьми». Разве это не девиз большинства российских девушек XXI века? Куклы всегда были и будут в цене, особенно в торговой сделке, где любовь — купля-продажа. Негласные законы, которые никто не отменял, и впредь будут в ходу.

DSC06361

Автор пьесы лишь талантливо перенес их на сцену. «Москва, Савва, такой город,  что  мы, Телятевы да  Кучумовы, в ней  не погибнем, — говорит прожигатель жизни Телятев. — Мы и без копейки будем иметь и почет, и кредит. Долго еще каждый купчик будет за счастье считать, что мы ужинаем и пьем шампанское на его счет». Сегодня, кроме тугого кошелька, нужны чины и звания, заполучить которые можно лишь прислонившись к титулованным особам из высшего общества. Именно поэтому премьера «Бешеные деньги» в театре им. Вл. Маяковского смотрится сегодня на одном дыхании — ведь по сути это — слепок современной России.

DSC06519

Красавица Лидия Чебоксарова тратит деньги направо-налево, не задумываясь откуда они берутся эти бешеные деньги. Когда ее отец разорился, остается одна надежда — на богатого жениха, где чувства измеряются его золотыми запасами, а брак – обычная торговая сделка. Для каждого из них главное в их союзе — денежный интерес. Лидия Чебоксарова вынуждена идти в «экономки» и учиться у Василькова деловой хватке. В конце концов, «деловой человек» одерживает победу над теми, для кого все деньги — «бешеные»: трать — не хочу!

DSC06488

«Теперь и деньги-то умней стали, все к деловым людям идут, а не к нам, — говорит Телятев Лиденьке. — А прежде деньги глупей были. Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги. Оттого, что не мы сами их наживали». Но, несмотря на сюжетную победу толстосума, на его ли стороне драматург? Вряд ли. «Честный промышленник» Васильков, для которого денежный интерес — главное, остается для него ущербным и недалеким провинциалом, богатства которого никак не прибавляют ему человеческой ценности. Но запрос общества — на васильковых и иже с ними.

DSC06425

Поставь пьесу в современных декорациях, обряди персонажей в новомодные платья, оставив сюжет полутора вековой давности, и на сцене – наши дни с той лишь разницей, что сегодня хищнические инстинкты куда мощнее и изощреннее, чем в былые времена. «Бешеные деньги» на сцене «Маяковки» представил молодой режиссер Анатолий Шульев. «Пьеса, на мой взгляд, очень актуальная. Островский уловил дух русского человека. Мы все пытаемся найти какой-то свой путь, разгадать себя. Сегодня Островский очень современен. В своей постановке мне хотелось добавить к этой пьесе какой-то внутренней человеческой боли. Увидеть, чем каждый из героев пьесы одержим, какая у каждого страсть.

DSC06469

Мы пытались сделать Островского страстным, чувственным. Мне нравится работать с артистами в соавторстве. Надеюсь, что зрителям будет близка эта история, и они заслуженно оценят работы артистов». Полина Лазарева, которая играет в спектакле красавицу Лидию Чебоксарову, считает, что «пьеса сегодня актуальна как никогда: помимо любовной истории, в наше время очень ярко звучит тема денег. Островский потому и классик, что в любое время он будет современен». Актриса по-своему прочла образ Лидии: она не только беззаботна, вспыльчива и своенравна, но и весьма прагматична, коварна, расчетлива и даже цинична в своих взглядах на жизнь.

DSC06458

Она наверняка превратится из барышни-мотовки, не понимающей, откуда берутся деньги, в делового партнера и станет достойной парой оборотистому дельцу-провинциалу. Актер Алексей Дякин в роли «честного промышленника» Василькова – эдакого смекалистого русского хитрована, умело овладевшего предпринимательской наукой, убеждает нас в том, в «практический век честным быть не только лучше, но и выгодно». «Чаще надо ставить, читать и любить Островского: он – злободневный, трагичный, современный», — поделился с  журналистами актер. Постановку «Бешеные деньги» театр выбрал для бенефиса звезды театра и кино, народной артистки России Светланы Немоляевой, которая 18 апреля отмечает юбилей. Островский — один из ее любимых драматургов. Она закончила Щепкинское училище при Малом театре, который еще называют Домом Островского. В «Маяковку» она пришла в 1959 году и сыграла на этой сцене более 50 ролей. В этом спектакле она играет мать Лидии — Надежду Антоновну Чебоксарову, пожилую даму с важными манерами. Образ, созданный актрисой, — обаятельной, милой дамы, которая стремится для своей дочери сделать всё возможное для счастья в понятии её слепой материнской любви. Идет ли это на пользу или во зло дочери? Ответ на этот вопрос для неё однозначный: было бы в доме богатство – остальное приложится. Ей вполне сочувствуешь и переживаешь вместе с ней об устройстве дочери. Казалось бы, образ хищной прагматичной мамаши, заслуживает порицания, но Немоляева позволяет нам увидеть полную безысходность и отчаяние обанкротившейся родительницы, для которой любой выход приемлем, кроме бедности.

немоляева

Народная артистка России Светлана Немоляева

«Когда я училась в институте, я была молодая, это были 60-е годы, — рассказала журналистам накануне премьеры актриса, — деньги тогда не были главными для людей. Я помню, когда мы с Сашей только поженились – это был 60-й год.  Я только пришла в театр Маяковского, тогда жизнь была у нас другая: нам был очень важен внутренний мир, общение с интересными талантливыми людьми, с актерами, которые нас окружали, художниками. Тогда почти все жили в коммуналках. У нас тоже была коммуналка, машин практически ни у кого не было. Тогда тема «бешеных денег», может, и была понятна, интересна, но в душу не попадала. Тогда шла эта пьеса в театрах, но выкидывали тексты, связанные с кредитами, векселями, какими-то бумагами, расчетами — это было как с другой планеты. А сейчас это необыкновенно интересно. Поэтому, мне кажется, что это у зрителя вызовет необыкновенный интерес. Сегодня деньги везде: они присутствуют, они живут, они на тебя давят. В этом и величие классика – каждые времена он мощно завоевывает своим присутствием, своей темой. Поэтому, мне кажется, что сегодня этот спектакль должен быть востребован. Выбор пьесы принадлежит художественному руководителю театра Миндаугасу Карбаускису. Я очень ценю Миндаугаса. Он талантливый, интересный, образованный человек. Как режиссер он приверженец русской классики, умеющий раскрыть автора. Анатолий Шульев сумел создать чудесную атмосферу на репетициях. Мы действительно творили, делали спектакль, а не выясняли отношения, что нередко случается в театре». Еще один подарок от театра: ее партнершей — дочкой по пьесе, стала её родная внучка — актриса Театра Маяковского Полина Лазарева. «Мы уже играли дочку и маму в «Талантах и поклонниках», — рассказала Светлана Владимировна, — Сегодня мы вновь играем вместе в «Бешеных деньгах». Встреча с Островским – всегда явление, особенно, когда открываешь для себя нового Островского через талант режиссера, актеров, всех создателей действа на сцене. Я видела не один спектакль «Бешеные деньги» в разных театрах, и каждый раз убеждаешься в недосказанности постановки этого произведения на сцене, насколько сильны и типичны характеры Островского. К сожалению, такой талант как Александр Островский —  русский Шекспир, так и не родился.

Фото и видео автора.

Фрагменты спектакля «Бешеные деньги

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s