«СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ»

У кого их нет? Балет с пением в «Геликон-опере» дает ответ

DSC06874

На берегу Миссисипи во времена Великой депрессии в семье бедных фермеров растут две сестры – две Анны, которые мечтают о собственном доме.

мадам Жужу

Чтобы заработать деньги  и построить маленький домик у реки для своей семьи они отправляются искать  удачу…

DSC06870

Путешествуя по Америке семь лет в больших городах они сталкиваются с семью смертными грехами: ленью, гордыней, гневом, чревоугодием, прелюбодеянием, жадностью, завистью.

лисанская

Сестры совершенно не похожи друг на друга. Старшая Анна говорит о младшей: «Она – только внешность. Я – реальна. Она – просто маленькая сумасшедшая, моя голова – в порядке. Но, несмотря на то, что нас двое, мы, действительно, — одна разделенная сущность. И мы обе – Анна. У нас одно прошлое, одно будущее, одно сердце и один сберегательный счет, и мы делаем только лучшее друг для друга…»

DSC06820

«Семь смертных грехов» — так называется эта история —  единственный в своем роде балет с пением. Это произведение знаменитый немецкий композитор Курт Вайль написал по заказу англичанина Эдварда Джеймса, с которым встретился в Париже в 1932 году. Жена Джеймса – балерина  Тилли Лош была поразительно похожа с женой Вайля — Лотте Ленья.  По контракту петь должна была Лотте Ленья, а танцевать —  Тилли Лош.

DSC06837

Это и продиктовало сложный сюжет, который блестяще обыграл Бертольд Брехт. Он назвал двух сестер одинаково – Аннами, и роли сестер исполнили Лотте Ленья (Анна 1) и Тилли Лош (Анна II). Премьера состоялась в театре на Елисейских полях в Париже 7 июня 1933 году. Спектакль поставил Джордж Баланчин. В России опера-балет «Семь смертных грехов» ставилась очень редко. Самая известная постановка была в 1981 году в постановке Бориса Покровского на сцене Камерного музыкального театра. Спустя тридцать лет театр «Геликон-опера» представил свою оригинальную версию.

DSC06838

Сценограф Ростислав Протасов превратил пространство зала княгини Шаховской в кабаре времен Великой депрессии в Америке. Услужливые официанты, уютные столики, полумрак, музыка, шампанское…  На сцене – дама в шляпе с вуалью, неподалеку – респектабельный  скучающий завсегдатай кабаре.

сестра 2

В спектакле две части, первая — музыкально-театральная по зонгам Вайля, вторая — где одна из Анн героиня «Грехов» в исполнении Ксении Вязниковой, а её младшая сестра — солистка балета Ксения Лисанская, она же — балетмейстер-постановщик спектакля, раскрывает нам в балетной партии второе «я» сестры.

DSC06854

«Мы долго работали над спектаклем, — рассказал режиссер-постановщик спектакля  Илья Ильин. — Идея зародилась полгода назад. Ксения Вязникова рассказала мне о музыке Курта Вайля. Я не был знаком с его музыкой и влюбился в неё. Брехт не дает окончательного ответа: то ли Анна — это одно лицо, то ли это — альтер эго».

DSC06860

«С музыкой Курта Вайля я познакомился сравнительно недавно, — рассказал на пресс-конференции накануне премьеры музыкальный руководитель постановки и дирижер  Валерий Кирьянов. — Начинал он как автор серьезной сложной музыки, а после знакомства с Бертольдом Брехтом, произошло некое упрощение его стиля –  появились джазовые, танцевальные мелодии. «Семь смертных грехов» — балет с пением стоит особняком и вбирает в себя элементы первого периода и далее — это мюзиклы и элементы ритма танцевального, джазового в традициях  немецкой музыки. Такая музыка не дает скучать. В опере принимают участие артисты хора».

кисанская

«Несмотря на то, что это балет с пением, мой образ Анны настолько мощный и самодостаточный, что дает возможность прожить эту историю, превратить в пластический рассказ, — говорит Ксения Лисанская. — Начало XX века – время перемен, потрясений, художники тогда писали на разрыв аорты. И это очень созвучно нашему времени…» Анна Поющая и Анна Танцующая в «Геликон-опере» погружают нас в мир раздумий и переживаний, а музыка  Курта Вайля дарит неповторимый мир немецких романтиков. «Я никогда не видел отличий между серьезной и легкой музыкой. Есть только музыка хорошая и плохая», — любил повторять Курт Вайль.

Фото и видео автора.

Фрагменты балета с пением «7 смертных грехов»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s