«БЕЗПРИДАННИЦА» БЕЗ ОШИБКИ

премьера Дмитрия Крымова по пьесе А. Островского

DSC08374

На афише театра «Школа драматического искусства» «БеЗприданница» по пьесе А.Островского ошибки нет, как могло бы показаться на первый взгляд. Но, может, автор спектакля, афиши, программки просто её проглядел? Какая разница между «Бесприданницей»  А. Островского и спектаклем по его же пьесе, но  с буквой «з» в названии? мадам Жужу

DSC08375

Незадачливый зритель и вовсе не обратит на то внимание: просто пришел в театр «чо-нить посмореть», а попал на постановку… Дмитрия Крымова.  Далекому от театра человеку, ну, скажем, командировочному прорабу или фермеру из глубинки, это имя мало о чем говорит. Ему куда важнее, чтобы столичный театр, спектакль были на слуху: похвастать потом перед своими. Те же, кто следит за творчеством этого режиссера, приходят на его спектакли, предвкушая удовольствие и, как всегда, открытие на сцене. «БеЗприданница» не исключение, как и все другие постановки Дмитрия Крымова –  «Недосказки», «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Торги», «Демон. Вид сверху»,  «Корова»,  «Opus №7», «Смерть жирафа», «Сны Екатерины», «Тарарабумбия», «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…», «В Париже», «Х. М. Смешанная техника»,  «Горки-10», «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь»»,  «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»,  «О-й. Поздняя любовь», «Русский блюз. Поход за грибами»,  «Своими словами. А.Пушкин «Евгений Онегин»», «Последнее свидание в Венеции», «Своими словами. Н.Гоголь «Мертвые души» (История подарка)».

DSC07865

Режиссер, сценограф, художник Дмитрий Крымов

Пьеса Островского «Бесприданница» идет во многих театрах, по ней снимались фильмы, успех пьесы классика непререкаем и заложен уже в самом сюжете. Кстати, сам драматург считал её одной из лучших своих произведений, но… на премьере она с треском провалилась. Признание к ней пришло лишь спустя десять лет после смерти автора. Критики того времени писали, что Островский потратил много сил на создание мало кому интересной банальной истории о «глупенькой обольщённой девице». Казалось бы, что еще можно увидеть на сцене в той самой «Бесприданнице», судьба которой хорошо известна? Оказывается, можно, тем более, что история Ларисы Дмитриевны (в ярком исполнении актрисы Марии Смольниковой) и постановке  Дмитрия Крымова настолько современна и узнаваема, что вряд ли кто усомнится в её реальном существовании. Вроде бы, те же герои пьесы Островского, тот же сюжет, мысли, поступки персонажей, что и в те далекие времена. Только время действия: Россия, наши дни, современная реальность с её проблемами и тревогами. У Островского: «Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.; на площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой».

безприданица

На сцене «Безприданницы» — набережная с кованой решеткой вдоль реки, прогуливающиеся герои, но… на огромном видеоэкране, а герои, то выходят из него на сцену, то, удаляются обратно. Текст Островского, но вдруг – импровизация, но вначале даже не распознать, что речь уже о теперешней жизни героев, их переживаниях, тревогах, откровениях. Лариса зачитывает список (почти брачный контракт) своему жениху Юлию Капитонычу Карандышеву (Максим Маминов) о том, с чем ему придется примириться: не говорить с ней о Паратове, о цыганском таборе. «Я не всегда заправляю кровать; я не умею потрошить курицу; первые пять месяцев я в кровать с Вами не лягу; я забываю ключи в дверях…» Этот монолог настолько органичен и естественен в исполнении Марии Смольниковой, что её Лариса из пьесы Островского вмиг превратилась  в нашу современницу, но, с теми же проблемами, что и полтора века назад. Лариса выступала и как певица, но после бегства Паратова потеряла голос, и с тех пор поет под «фанеру», не попадая в ноты. О своей безумной безответной любви к Паратовуотличная работа Евгения Старцева — она рассказывает так, как можно сегодня услышать от многих девушек: «Говорят, что души нет. А что тогда болит? … Потом я начала пить, и мать меня зашила, и я стала принимать антидепрессанты. Я закурила. У меня выпадают волосы…» «Мы люди бедные – нам не привыкать унижаться»,  — лейтмотив всей постановки — слышим мы из уст её мамаши Хариты Игнатьевны Огудаловой в блестящем исполнении Сергея Мелконяна. Время от времени в действие врывается теле трансляция футбольного матча, где «наши победили», звучит гимн Советского Союза. На сцене – Россия прошлого и настоящего, где правят деньги, всё продается и покупается. Героиня пытается противостоять этой реальности, но жизнь доказывает ей обратное. Каждая мизансцена здесь — сценическое воплощение расшифровки контекста пьесы, который зритель открывает для себя. Режиссер предлагает свое оригинальное видение, собственное прочтение классики, чем  ценен спектакль. Гротеск, абсурд, клоунада, танцы, шлягеры, видеоклипы, спецэффекты, динамичные диалоги, монологи-откровения… На сцене яркое действо, но вовсе не сумбур, какофония, а глубокий художественный смысл. Актерский состав спектакля настолько мастерски подобран, что каждый здесь – далеко не «пластилин в руках режиссера», как утверждал один из больших мастеров театра. Актер обязан быть личностью, иначе его роль вполне можно заменить прочтением текста. В «Безприданнице» нет проходящих ролей, перелицовки классики в угоду публике, нет спецэффектов ради спецэффектов. Зато есть  оригинальное художественное осмысление классики и современное уникальное её воплощение на сцене. В одном из своих интервью  Дмитрий Крымов сказал, что современный режиссер должен быть, прежде всего, сильной личностью, с собственными мыслями. «Используя любую пьесу я создаю свою основу, и в этом смысле мой театр авторский». «Безприданница» это подтверждает с лихвой.

Фото автора.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s