И НАСТУПИЛО… «ВСЕГДА»

в спектакле «Сергеев и городок» по роману

О. Зайончковского о вкусной и здоровой жизни

DSC08468

Жизнь этого  городка течет по своим законам: размеренно, не спеша, не предвещая никаких перемен, с теми особыми провинциальными серыми буднями. Как будто время внезапно остановилось и застыло на «безвременье».

мадам Жужу

Правда, иногда покой этого забытого Богом уголка что-то нарушает: то пьяная драка с топором, то беженцы какие забредут подзаработать, или местная самодеятельность с частушками под гармошку вдруг разразится в местном клубе, чтоб веселее жилось. В общем, в России-матушке таких городков,  где в тоске обитал наш герой Сергеев, пруд пруди.

DSC08405

Он как раз переживал кризис возраста, и всё пытался как-то из него выйти, но получалось это с трудом как, впрочем, и у его малочисленных попутчиков по жизни. Все на что-то жаловались, у всех что-то не складывалось, но поделать, как водится, они ничего не могли да и просто не хотели.

DSC08395

Жизнь ускользала и испарялась, не оставляя никаких следов. Об этом со сцены Вахтанговского театра поведал нам главный герой спектакля «Сергеев и городок» режиссера Светланы Земляковой по роману Олега Зайончковского о вкусной и здоровой жизни  — сам Сергеев в исполнении актера Максима Севриновского.

DSC08424

«Тема провинции мне очень дорога, — говорит Светлана Землякова. — Так случилось, что я, как и Олег Зайончковский, родилась и жила в окрестностях Самары, тогда Куйбышева. Когда я сегодня туда приезжаю, словно попадаю в детство. Время там остановилось, в этом маленьком городке, в котором живет и герой романа Сергеев… Вся первая часть спектакля — это ушедшая натура. Вторая часть ближе к нашему времени. В ней рассказывается о кризисе смыслов и целей. А это близко любому…

DSC08408

Герои Зайончковского забытые, нелепые люди с нелепыми историями. Когда я думаю о них, у меня сердце разрывается. Никто не хочет знать о них, но они реально существуют и живут рядом с нами… Я всегда делаю все свои работы про такого маленького слабого никому не интересного человека. Мне кажется, что в нем самая большая тайна заключена.

DSC08420

Вообще, зачем человек существует, что такое человек, что такое жизнь? Особенно, когда речь идет о маленьком человеке. Сергеев – персонаж, который в первом действии — «Городок»,  человек, который  ходит, любит и наблюдает за этими людьми. Он тот, кто созерцает, в этом городке понял об этих людях чуть больше, чем они сами. Второе действие – это история самого Сергеева. В новеллах время довольно подвижное: про далекое советской время,  про 90-е, начало двухтысячных. В Городке блуждает время, но мне так показалось, что оно не меняется на календаре, оно в нашей русской провинции как остановилось и навсегда там стоит примерно одно и тоже. И это какая-то особая жизнь в этом времени, в этом пространстве…

DSC08383

Вообще-то, это портрет любого маленького русского городка». Мы привыкли к  театру, где на сцене актеры ведут диалоги. Здесь иное: «Привычный характер инсценировки, когда все переводится в диалоги, — уточняет режиссер. — Я решила убрать литературный слой, и оставить только речь от первого лица. Этот слой и дает другой взгляд, не вполне бытовой. Хотелось статики, а не раскрашивать процесс бурлескной игрой, перемещениями…»

DSC08437

Главный герой Сергеев уводит нас в свой мир исканий, наблюдений, не давая никаких оценок, а лишь предлагая задуматься вместе с ним. Как это сыграть? Как доказать зрителю, что ты вовсе не играешь, а живешь жизнью своего персонажа, да чтобы еще тебе поверили?

DSC08443

«Трудно было, потому что надо, как бы играть, не играя, — говорит Максим Севриновский. — Здесь тебя не режут на куски, нет очевидного предательства, нет какого-то убийства, какой-то интриги, которую ты транслируешь. Есть боль, которая передается через атмосферу, через нюансы.

DSC08432

Люди смотрят и постепенно отгадывают, что происходит. Им не рассказывают на протяжении спектакля,  что вот это болит, и постепенно они понимают, что болит. Но это не выставляется напоказ изначально, то бишь, нет какой-то причины. Здесь все какие-то никакие: и о чем мечтали — не сбылось, и что хотели — не сбылось, и куда дальше — непонятно. И ответ на все это всплывает постепенно, на протяжении всего действия. Это не высказывается прямо.

DSC08450

И это очень трудно, сложно,  ты понимаешь, что люди должны что-то чувствовать, но ты им не даешь ключ. Но они постепенно этот ключ сами открывают для себя». Актер же находит свой ключ к этой сложной роли и открывает зрителям тот самый мир, над которым мы редко задумываемся. А ведь именно он нас и окружает. За бетонным забором продолжается жизнь Городка. Почему за бетонным? Наверное, потому, что выход из него найти очень непросто. Но Сергеев в проникновенном  исполнении Максима Севриновского пытался его отыскать. Отличный актерский ансамбль вахтанговцев: Мария Бердинских, Ольга Боровская, Ксения Кубасова, Владимир Логвинов, Юрий Поляк, Денис Самойлов, Юрий Цокуров, Полина Чернышова, Владимир Шульев, все создатели спектакля рассказали нам о том самом Городке, в котором, не замечая того, живем мы уже давным давно.

DSC08417

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Сергеев и городок»

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s