ИСПОВЕДЬ МАСТЕРА

Валентин Гафт в премьере «Современника»  «Пока существует пространство»

DSC08810

Когда в афише имя этого актера, аншлаг спектаклю обеспечен. О  лишнем билетике не приходится и мечтать, а за его автографом выстраивается очередь почитателей его таланта.мадам Жужу

На самом деле он очень остроумный, душевный, само ироничный человек, далекий от мания величия и «звездной» болезни, хотя вполне мог бы ей страдать. Но ему не до того — сцена и экран поглощает все время, да еще – стихи, едкие эпиграммы…

DSC08832Стоит только вспомнить послужной список его ролей: «Убийство на улице Данте», «Семнадцать мгновений весны», «Здравствуйте, я ваша тетя», «О бедном гусаре замолвите слово», «Визит дамы», «Забытая мелодия для флейты», «По главной улице с оркестром», «Гараж», «Небеса обетованные», «Анкор, еще анкор!», «Старые клячи», «Мастер и Маргарита» и еще десятки фильмов, в которых он снимался, не говоря уже о блистательных ролях в спектаклях. Имя этого  народного артиста России — Валентин Гафт. Сам он к своему дару относится весьма скептически, скорее всего, потому что предъявляет к своей профессии слишком высокие требования. Однако, каждая его роль — открытие, а встреча с ним на экране и сцене – незабываемое событие. Потому на вопрос о спектакле с его участием говорят: «Иду на Гафта».DSC08778

Как он решил стать актером? «Желание стать актером возникло неожиданно для меня самого, — не раз вспоминал Валентин Иосифович. — Мы жили в общей квартире в небольшой 14-метровой комнате, разделенной шкафом. Помню, купили родители новую тахту. И вот лежу я на этой тахте и думаю, как сказать им, что нахватал столько двоек в этой четверти? И вдруг решил: буду артистом! С артиста спрос невелик. Я жил тогда в Сокольниках и часто ходил в парк. Иду как-то, смотрю, навстречу идет знаменитый киноартист Сергей Столяров, который играл в «Цирке» и «Садко». Я преодолел смущение, подошел к нему и говорю: «Дяденька, не могли бы вы меня прослушать, я в театральный поступать собираюсь».

DSC08763

Только я встал в позу и собрался читать стихотворение, Столяров меня остановил и говорит: «Ну, зачем же здесь? Приходите ко мне домой, я вас послушаю». Я чуть в обморок не упал! Я ходил к Сергею Дмитриевичу домой, готовил с ним стихотворение, прозу и басню для конкурсного прослушивания». Окончив школу, он сдал экзамены в Школу-студию МХАТ и его приняли.
«Я был потрясен, — вспоминал Валентин Гафт. — Моими однокурсниками стали Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет. Преподавал нам один из лучших артистов Художественного театра, любимец Станиславского Василий Иосифович Топорков. В Школе-студии МХАТ тогда преподавал и Олег Ефремов. «Это был блестящий педагог, абсолютно не похожий на других. Мы привыкли, что педагоги ходят в замечательных костюмах, в белоснежных рубашках с галстуками-бабочками. А тут — стремительный молодой человек в свитере, похожий на пионервожатого без пионерского галстука. Ефремов учил нас азам профессии, с ним мы готовили первые этюды. Он учил нас самому трудному в профессии, преодолевая стереотипы и штампы, быть самим собой».

DSC08776

Так начиналась биография великого актера. И сегодня он продолжает сниматься в кино и играть на сцене театра «Современник», в который его в 1969 году пригласил Олег Ефремов. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К», «Спешите делать добро», «Кто боится Вирджинии Вулф?» и многие другие. И в эти дни в «Современнике» на Другой сцене театра премьера – авторский спектакль Валентина Гафта и Саида Багова «Пока существует пространство». Артисты — авторы идеи и пьесы, ведут диалог-воспоминание за овальным столом в едва освещенном зале в старинном особняке где-то в Европе. На закате жизни, оборачиваясь на  прошедшее, герои пытаются разобраться в том, что в жизни было не так, где ошибались, в чем сомневались, что осталось недосказанным, непрожитым.

DSC08779

Подводя итог жизни, они всматриваются в свое прошлое, одиночество, так и не находя ответа на многие мучающие их вопросы. «Понимаешь, скоро конец, — говорит герой Гафта своему пасынку (Саид Багов). – Еще немного, — и всё это исчезнет. У нас еще есть возможность поговорить».     Искалеченные души, когда-то неуслышанные, недолюбившие, терзаемые обидами, поражениями, встречаются, чтобы разобраться в многолетнем молчании. «…Врем в чувстве, везде. Уже поздно кричать «Нет!» Живем с теми, кого обманули… Ты можешь себе представить, сколько людей говорят «да», когда нужно сказать «нет!»? Конечно, страшно сказать  «нет» тому, от кого зависишь. Ты приспосабливаешься, думаешь: «Немного совру, потом всё встанет на своё место… Забудем…» Никогда! Никогда!»

DSC08796

Игра Валентина Гафта настолько пронзительна и ярка, что его герой  не оставляет никаких сомнений в откровенности его переживаний. Настолько, что, порой, создается впечатление, что это исповедь самого актера. Не сказать, что сюжет пьесы  лихо закручен, однако смотрится на одном дыхании. Наверное, потому, что в душе каждого есть то, о чем стоило бы признаться и предъявить себе счет. «Наш спектакль — это разговор о любви и бесконечности», — говорит Валентин Гафт.

DSC08750

Размышления двоих о жизни, в которой они запутались и так и не смогли разобраться, пытаясь найти ответы на вечные вопросы бытия — об этом сложный, интеллектуальный спектакль-исповедь  «Пока существует пространство» с великим Мастером — Валентином Гафтом.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Пока существует пространство»

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s