ШЛЕЙФ «МАТИЛЬДЫ»

вокруг да около фильма Учителя

DSC00074

Ажиотаж вокруг нашумевшего фильма Алексея Учителя «Матильда» не стихает- сколько зрителей его увидят, столько и будет о нем мнений. Скандалы и споры вокруг картины начались еще задолго до её выхода на экран.мадам Жужу

Исторический триллер, в котором многие видят костюмную сказку-мелодраму, расколол общество на два лагеря, превратившись уже в общественное явление.

DSC00077

Чья сторона победит, рассудит время, а пока лента вышла в прокат и делает немалые сборы. Работа над фильмом началась еще в 2010 году. Идею снять фильм о приме Мариинского театра Матильде Кшесинской предложил актер Владимир Винокур. Сценарий написал Александр Терехов – автор романа «Каменный мост». Оператор-постановщик — Юрий Клименко, с которым Алексей Учитель работает еще с картины «Дневник его жены». Музыку к картине написал известный американский композитор Марко Бельтрами. Музыкальным продюсером ленты стал худрук Мириинского театра  Валерий Гергиев, главным балетмейстером – Алексей Мирошниченко – главный хореограф Пермского театра оперы и балеты. Подготовка к съемкам  картины о романе будущего императора России Николая II с балериной Матильдой Кшесинской заняла полтора года, которые ушли не только на построение декораций и организацию масштабных съемок, но и на поиск исполнительницы заглавной роли  — примы Матильды Кшесинской. Съемочная группа отсмотрела более трех сотен кандидатур, но ни одна из них, среди которых были титулованные кандидатуры и голливудские звезды, не была одобрена режиссером. В конце концов, его выбор пал на 23-летнюю польскую актрису Михалину Ольшанску, которая немного говорила по-русски и не могла поверить, что режиссер выбрал именно её для этой роли. По условиям контракта, имя исполнительницы заглавной роли держалось в тайне вплоть до появления первого трейлера.

Michalina_Olszanska (2)

Кадр из фильма: балерина Матильда

Роль Николая II исполнил ведущий артист знаменитого берлинского театра «Шаубюне» Ларс Эйдингер, будущую императрицу Александру Федоровну сыграла актриса этого же театра Луиза Вольфрам. Съемки «Матильды» стали одними из самых масштабных в новейшем российском кино: основной декорацией стал Успенский собор Кремля, где снималась сцена коронации Николая II, в которой участвовали более 500 человек. Дворцовые интерьеры, кабинеты, спальню будущего императора снимали в Юсуповском и Константиновском дворцах, в Екатерининском и Александровском дворцах Царского села. Съемки балетных сцен проходили в Мариинском и Большом театрах. Для фильма сшили семь тысяч костюмов и аксессуаров, над которыми работали сто человек, ручную вышивку для большинства костюмов делали в Индии. В трагедии на Ходынке участвовали свыше двух тысяч статистов. В фильме снимались знаменитые актеры: Ингеборга Дапкунайте в роли матери будущего императора  Марии Федоровны, Евгений Миронов исполнил роль директора Императорских театров, Сергей Гармаш сыграл отца главного героя – императора Александра III, Данила Козловский в роли вымышленного героя – офицера Воронцова, Григорий Добрыгин в роли князя Андрея, Виталий Кищенко сыграл начальника сыскной полиции, Томас Остермайер, Галина Тюнина, французская актриса Сара Штерн. Бюджет картины — 25 миллионов долларов. Тем временем скандал вокруг «Матильды» начал развиваться еще задолго до выхода ленты на экран. Противники фильма назвали «Матильду»  «антироссийской и антирелигиозной провокацией в сфере культуры» и обратились к депутату Госдумы Наталье Поклонской. Она собрала обращения и подписи граждан, которые восприняли  фильм как оскорбление чувств верующих, и направила запросы в Генпрокуратуру с просьбой проверить картину. В течение 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны прошли акции против «Матильды».  Алексей Учитель предложил Поклонской и другим депутатам посмотреть фильм до официальной премьеры, чтобы  самим оценить ленту. Намеченная на весну 2017 года премьера, была отложена на полгода.

DSC00099

Фильм получил прокатное удостоверение и его премьера состоялась 23 октября в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, на сцене которого танцевала Матильда Кшесинская, и 24 октября в Москве в кинотеатре «Октябрь». Одни увидели в «Матильде» красивую сказку о Золушке – классическую костюмную мелодраму с мистически-детективными элементами. Другие –  кинематографическое историческое полотно о частной жизни монархов и членов их семей, третьи – псевдоисторический взгляд на жизнь молодого Николая II, который увлекся знаменитой балериной. Были и те, кто, восхищаясь блистательной операторской работой, монументальными съемками в исторических декорациях,  роскошными костюмами главного художника по костюмам Надежды Васильевой, многие из которых — уникальной ручной работы,  находили недостатки в актерских диалогах, в вымышленных  эпизодах героя Данилы Козловского – офицера Воронцова, да и в самом выборе на роль Николая II актёра берлинского театра «Шаубюне» Ларса Эйдингера. На пресс-показе фильма «Матильда» я тоже поймала себя на мысли, что звезда западного кинематографа внутренне далеко не русский типаж, нет в нем и размаха души, хотя портретно он схож с русским императором. Не собираюсь опровергать и выбор режиссера на роль заглавной героини польской актрисы Михалины Ольшанской. Но, познакомившись с биографией и дневниками самой Матильды Кшесинской, которую еще часто называли «хозяйкой русского балета», а в театре её откровенно побаивались, в этой роли представляется роковая властная красавица-повелительница, а не очаровательное трогательное милейшее создание с пухлыми губками. Как утверждают источники, пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете значило – покончить с карьерой. Как-то директор Императорских театров князь Сергей Михайлович Волконский посмел выразить ей свое недовольство её костюмом и настоять на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку — так ему «разъяснил» его неправоту сам император Николай II.  Банальное: сколько людей – столько и мнений можно перенести и на оценки фильма. Но многое безусловно: отличная актерская работа Ингеборги Дапкунайте в роли императрицы-матери, роль Сергея Гармаша в образе Александра III, Григория Добрыгина в образе будущего супруга Кшесинской великого князя Андрея. Споры среди кинокритиков идут опять-таки в выборе актрисы немецкого театра «Шаубюне» Луизы Вольфрам на роль принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской, будущей императрицы Александры Фёдоровны, отмечая в ней некую статику и однообразие в исполнении этой сложной роли.

коронация

Кадр из фильма «Матильда»

Однако, многое остается за кадром, когда на экране — великолепно снятая лихо закрученная историческая мелодрама-триллер. О политической подоплеке фильма можно спорить, не соглашаться, отстаивать свои позиции,  видеть крамолу, пытаться усмотреть злой умысел, но создатель кино имеет право на собственный взгляд. Вспомним, хотя бы паточно-оптимистичные ленты Григория Александрова и Ивана Пырьева, когда с экрана рассказывались явные сказки, но как в них хотелось верить! Кино, театр, живопись вряд ли существуют без идеологии. И фильм «Матильда» — не только художественный взгляд известного режиссера на прошлое нашей страны, но наверняка и его осмысление истории государства Российского. И он на то имеет право. Другое дело – каков запрос и отклик общества на эти размышления.  Об этом надо спросить общество, в котором мы живем. На премьере фильма «Матильда» в столичном «Октябре» в канун 100-летия Революции в России мне довелось пообщаться с некоторыми представителями элиты нашего общества. Их мнения по поводу картины  разделились: на принимающих позицию автора фильма и отрицающую его взгляд на рассказанную им историю. Однако, когда табу на тему «красных» и «белых» снимается, фильм превращается в политическую акцию, хотели того создатели ленты или нет. Сказочная «Матильда» — история о любви российского  принца к безродной балерине вызвала вдруг раскол в обществе – кто бы мог это предположить?..  Однако, шлейф «Матильды» надолго оставит свой след в истории не только отечественного кинематографа, но и в истории России начала XXI века, где общество давно уже поделено не только на «белых» и «красных», но на олигархов и обслуживающих их народных масс, где каждый по-своему видит историю своей страны.

Фото автора.

Фрагменты пресс-конференции в ТАСС о премьере фильма «Матильда»

На премьере фильма «Матильда» в «Октябре»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s