«МЕРТВЫЕ ДУШИ»… ОЖИЛИ

в театре «Школа драматического искусства»

DSC00224

В театре «Школа драматического искусства» — премьера — «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Том первый. Главы из поэмы. В школьной программе это хрестоматийное произведение уныло «проходят», разбирая по косточкам «образы помещиков и роль народа» в поэме классика, зубрят наизусть отрывки, а в придачу —  тащат на массовый культпоход в театр, где на сцене бродят всё те же образы… мадам Жужу

Но, когда в афише столичного театра «Школа драматического искусства» премьера «Мертвые души» в постановке режиссера, заслуженного артиста России Игоря Яцко  —

DSC00306

— оригинальное прочтение, яркое воплощение на сцене, новизна зачитанной до дыр поэмы вполне предсказуемо. Как, кстати, и его авторской театральной версии «Игроков» Гоголя, которая всегда — с аншлагом. Какой театр не обращался к хрестоматийному произведению классика? Сколько «Мертвых душ» снято в кино! Какие знаменитые актеры играли героев «Мертвых душ»!  На сцене театра «Школа драматического искусства»  Чичиков, Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин и другие персонажи поэмы очень уж  напоминают…  наших современников.

DSC00263

И дома у них богатые с причудами разными, и прислуга с дворовыми согнулись в поклонах, и сословия налицо, и нравы схожи, и характеры те же. Словом, Русь вечная, неизменная — с кумовством и взятками, чинами и холопами, мошенниками и законами, что дышло, бездорожьем да ухабами. Именно по такой дороге и ехал в бричке «по своим надобностям» коллежский советник, помещик Павел Иванович Чичиков (Игорь Яцко), задумав, как известно, предприятие века… скупку мертвых душ у богатых помещиков.

DSC00247

Первому, кому он наносит свой визит — помещику Манилову (Олег Малахов) – вполне себе современному хозяину дивного поместья, где вместе с душенькой-женой Лизонькой (Мария Зайкова) они безмятежно наслаждаются жизнью. Где «в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево», а на столе всегда —  «щи, но от чистого сердца». А в мечтах – «огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах».

DSC00265

Выдрессированные дети — Фемистоклюс и Алкид (Алиса Рыжова и Дарья Рублева) отвечают на вопросы… по мановению дистанционного пульта управления. В общем, вполне современное российское буржуазное семейство, сколотившее своё состояние на «прихватизации», взятках, финансовых махинациях. Поэтому Манилов капиталистической России почти не удивлен покупке мертвых душ – почивших крепостных, учтенных как живых при последней ревизии. И не такое проворачивали!

DSC00233

Из этого обворожительного гнездышка бричка несет Чичикова к помещице Коробочке. Однако он попадает вовсе не к «крепколобой», «дубинноголовой» скопидомке, «женщине пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро…», а в комфортабельное жилище к молодой вульгарной блондинке, которая не прочь пригласить гостя не только на чай, но и весело провести с ним время.

DSC00292

Помещица Коробочка (Ольга Баландина)  — эдакая торгашка-челночница из лихих 90-х, сколотившая своё состояние на вещевых рынках страны, и со временем превратившаяся в бизнес-вумен. Это ей-то не понять, как не продешевить на мертвых крестьянах? Она и не то на своем веку повидала! «Ну как такую не обобрать?» — наверняка размышляет Чичиков в исполнении Игоря Яцко, который  видит в своем герое не просто «подлеца», а настоящего «черта», а покупка мертвых душ — просто дьявольская афера. Но, в то же время, его Павлу Ивановичу куда как далеко до изощренных махинаций матерых  помещиков.

DSC00230

Он вполне вызывает симпатию и даже некое сочувствие, что в его предприятии приходится преодолевать столько препятствий, которые чинят ему хваты-помещики. У этих владельцев тысячи крепостных даже мертвых не выкупишь. Куда ему до их полета! Сторговавшись с Коробочкой, скупщик мертвых душ в придорожном трактире встречает «говоруна, кутилу, лихача, охотника погулять» помещика Ноздрева (Олег Охотниченко), который зазывает Чичикова к себе. «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане» — описывает его Гоголь.

DSC00323

Действительно, на сцене, где одно действие стремительно сменяет другое, кутила и выпивоха Ноздрев, который вмиг тебя заложит, продаст, и как ни в чем не бывало, вновь запишется к тебе же в друзья. Этот  балагур и шулер настолько осточертел Чичикову, что он …  закалывает его кинжалом в ответ на: «Хоть зарежь!»  Сколько же Чичикову еще предстоит приложить усилий, чтобы стать значимой и влиятельной фигурой в том обществе, куда пока ему путь заказан! В котором не только покупают и продают мертвых крестьян,  но и сами влиятельные особы давно потеряли душу и превратились в ходячих мертвецов. И разве «новые русские», те, что «из грязи, да в князи», которыми сегодня полнится земля русская, не их прямые потомки?

DSC00297

Но пока Павлу Ивановичу еще предстоит торговать мертвых крестьян Собакевича и Плюшкина, а они не уступят за усопших ни гроша. Собакевич (Игорь Лесов) вовсе не тот угрюмый, вечно недовольный всем и вся, брюзжащий грубиян и ворчун, а элегантный, обходительный в пиджаке и шляпе состоятельный господин. Пока, правда, не доходит до торгов. Здесь он вмиг превращается в матерого хищника, какими сегодня никого не удивишь: за копейку задушат при всей своей обходительности. Такие сегодня среди тех же банкиров, коллекторов, торгашей, что «впаривают» простакам свой товар, других воротил от бизнеса. После визита к Собакевичу Павлу Ивановичу «хотелось заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, люди умирали, как мухи…»  Скряга Плюшкин (Евгений Поляков) в спектакле тоже вовсе не такой, каким мы знаем его по классическим постановкам и старым фильмам. Здесь он – демонический чернокнижник, патологически жадный, «прореха на человечестве», но, все-таки, еще с остатками души.

DSC00228

«Для меня «Мертвые души» — спектакль-притча, спектакль-путешествие, — говорит режиссер Игорь Яцко. — Путешествие подобно дантевскому — через ад, чистилище и рай. Едет Чичиков на своей бричке с запада на восток, держит путь через всю Россию. И, несмотря на горькую картину российской жизни, завершает Гоголь «Мертвые души» словами, в которых есть оптимизм и надежда:

DSC00337

«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром, разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Спектакль, по сути, о мертвых душах, которыми сегодня полнится земля русская, когда все человеческое в человеке давно исчерпано, потеряно и умерло. Герой, понятно, подлец, но те, кого он встречает на своем пути афериста, еще страшнее, чем он. «Конфликт этой истории — борьба зла со злом, победителем которой может быть только тот самый гоголевский смех», — считает режиссер.

DSC00298

Спектакль получился яркий, темповый, где сатира сменяется юмором, а  авантюрное путешествие махинатора с мертвыми душами — в вереницу открытий характеров  маниловых, ноздревых, коробочек, собакевичей,  плюшкиных. Музыка, художественное оформление, пластика (сценография и костюмы Владимира Ковальчука, хореография — Рамуне Ходоркайте, Антона Патрушева, музыкальное оформлениеПетра Айду) раскрывают героев во всем их ярком гоголевском обличье.

DSC00336

Игра актеров – со знаком качества: «Лаборатория Игоря Яцко». Кстати, премьера «Мертвых душ» — да еще каких! — в театре «Школа драматического искусства» — 24, 25 ноября.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Мертвые души»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s