«Очарованный странник» Н. Лескова премьера на Симоновской сцене театра им. Евг. Вахтангова
Максим Горький писал о нем: «Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле,
а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».
Лесков же о себе признавался: «Я думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…»
Когда-то Лескова незаслуженно считали писателем второго ряда по сравнению с Пушкиным, Достоевским, Чеховым. Многие его современники-критики не принимали его произведения, а издатели даже отказывались публиковать. Но его талант перешагнул через века и сегодня его читают, многотомные издания переиздаются, по его произведениям снимают фильмы, восстанавливают оперы, ставят спектакли.
Премьера «Очарованный странник» Н. Лескова в постановке режиссера Натальи Ковалевой состоялась в эти дни на Симоновской сцене Театра им. Евг. Вахтангова. Те, кто читал эту повесть, увидят на сцене живые образы, которые писатель «списывал» из жизни.
Кто мельком «проходил» Лескова в школе, откроют для себя писателя, талант которого проглядели. Те же, кто вообще не знаком с «Очарованным странником», откроют для себя новый неповторимый мир души русского человека, который пытается разгадать жизнь.
Иван Флягин скитается по свету в поисках правды, меняет профессии, встречает разных людей — плохих и хороших, кается в своих грехах, попадает в плен к «татарам», выполняет опасный приказ в бою на Кавказе – словом, преодолевает всё, что предопределено ему судьбой, пока, наконец, не приходит к Вере, Богу.
Монах, которого Голован — Иван Флягин засек до смерти, рассказывает, что матерью он «Богу обещанный»: «Вот, тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».
Но и монастырь — последнее место обитания очарованного странника, не конечное его пристанище. Праведник, очарованный жизнью, исконно русский, открытый людям, мятущийся, принимающий жизнь такой, как она есть по воле Божьей — таким предстает Иван Северьянович Флягин в исполнении заслуженного артиста России Игоря Карташева.
Его Голован — русский в своей наивности, часто неоправданной жестокости, самопожертвовании, непредсказуемости решений в поворотах судьбы, которую он всегда принимает с благодарностью, какой бы страшной и жестокой она не была. Лесков наверняка узнал бы в нем своего Голована, насколько актер проникся этим образом — ему веришь, его понимаешь.
Много и других ярких актерских работ: монах – Олег Лопухов, князь – Владимир Логвинов, Груша – Ольга Боровская, Евгения Семеновна – Полина Кузьминская. Каждый персонаж спектакля создан мастером. «Очарованный странник» — история сегодняшняя, — говорит режиссер спектакля Наталья Ковалева.
— Житие человеческое, описанное Лесковым, это жизнь каждого из нас. И еще — это наша общая жизнь. Читаешь последние страницы повести и проникаешься тревогой ее героя. Он страшится за свой народ, потому что когда все кричат о мире, то нападает «всегубительство».
«Очарованный странник» — произведение сложное даже для прочтения, для проникновения в его смысл, тем более — для сценического воплощения. Не всякий режиссер отважится на инсценировку этой многосюжетной повести Лескова, сохранив идеи, язык автора, не превратив её в упрощенную стенограмму с современными «наворотами» как, к сожалению, сегодня перелицовывают классику иные новомодные режиссеры.
Декорации и костюмы — Максима Обрезкова, музыка — композитора Фаустаса Латенаса – всё органично проникнуто содержанием постановки. Русская душа всегда верит в чудо, и каждый из нас — странник в этой жизни. «… Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность…»
Фото автора
Фрагменты спектакля «Очарованный странник»