ПИОНЕРСКИЙ САЛЮТ «МАЗЕПЕ»

премьера в «Геликон-опере»

DSC00893

Почему мы идем в оперу? Не только, чтобы услышать любимых композиторов, певцов, увидеть оригинальные постановки, но, прежде всего, оказаться наедине с миром музыки, который часто называют – божественной гармонией. мадам Жужу

По тому, насколько велико это погружение, оцениваем талант  композитора и постановщика, ведь опера многом — её сценическое воплощение. Не случайно поэтому концертное исполнение той или иной великой оперы, не всегда находит признание публики.

DSC00871

Когда же на сцене опера-спектакль в постановке талантливого режиссера — с оригинальной драматургией, уникальными декорациями, художественным световым оформлением, неповторимыми костюмами артистов, не говоря уже о музыкальном её воплощении, — это становится произведением искусства.

DSC00879

Премьера этой оперы прошла в Большом театре 3 февраля 1884 года, не найдя признания публики и критиков. Показали её и в Мариинском театре – успеха опять не последовало. Вскоре её и вовсе сняли с репертуара и долгое время о ней мало кто вспоминал. А ведь сочинил её сам… Чайковский!

DSC00869

Отчего же такой неуспех, такая скромная сценическая судьба ныне прославленной оперы «Мазепа»? Об этом долго спорили и недоумевали коллеги композитора, музыкальные критики да и сама публика. Но у музыкальных произведений, также как у людей, как известно, непредсказуемые судьбы. Вспомнить, хотя бы «Севильского цирюльника», премьера которого с успехом провалилась, «Свадьбу Фигаро», которая прошла с «незначительным успехом»,

DSC00884

«Кармен» Ж. Бизе, что потерпела откровенный провал. «Вчера вечером провалилась «Травиата», — писал Верди после премьеры в венецианском театре Ла Фениче. — Я ли повинен в этом или певцы? Будущее покажет». Первое исполнение «Тангейзера» Р. Вагнера восторга зрителей явно не вызвало, а после восьми постановок её и вовсе сняли с репертуара. Миланская публика освистала «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, но уже через три месяца она шла с оглушительным успехом. Ну и, конечно, «Руслан Людмила»  М. Глинки, когда на премьере перед пятым актом государь Николай Павлович и вся императорская семья… покинули театр.

DSC00886

Почти такая же история постигла и оперу «Мазепа» П. Чайковского, который работал над ней почти два года — с мая 1881 по апрель 1883-го. Порой, он вовсе оставлял ее и возвращался к ней лишь после длительного перерыва. Может, это было связано с грандиозностью событий, воспетых Пушкиным в поэме, передать которые в опере было непросто. В. Буренин вначале написал либретто для К. Давыдова, который в середине 70-х годов работал над оперой на сюжет пушкинской «Полтавы». DSC00876

Но, после нескольких написанных сцен, он отказался от окончания оперы и согласился передать либретто Чайковскому. Как писал Белинский, «Полтава» не одна, а «несколько поэм»: история любви Марии к Мазепе — самостоятельная «поэма в поэме». Но эта полная драматизма «поэма в поэме» и привлекла к себе внимание Чайковского, став в центре оперы. Тем более, что творчество Чайковского, как правило, тесно связано с его биографией. Практически каждое его сочинение – исповедь композитора.

DSC00887

Он работал над этой оперой, когда в жизни его любимой племянницы был роман с человеком намного старше ее и рождение внебрачного ребенка. По сюжету оперы «Мазепа» дочь Кочубея  Мария влюбляется в гетмана Мазепу, который много старше её. Отец Марии против этого брака, его обрекают на казнь. Здесь же — трагедия влюбленного в нее Андрея, крах семьи, сумасшествие самой Марии. Судьбы действующих лиц семейной драмы Кочубея, любви его дочери к старому гетману Мазепе складываются во времена событий начала XVIII века во время правления Петра I.

DSC00889

Личная драма здесь переплетается с историческими событиями того времени. Несмотря на премьерный неуспех «Мазепы», в репертуаре советских театров эта опера стала одним из выдающихся произведений русского музыкального искусства. Впервые после Октябрьской революции её поставили в 1922 году в Москве в оперном театре С.И. Зимина, история которого связана с нынешним зданием «Геликон-оперы» на Большой Никитской, где в эти дни состоялась премьера этой  оперы. Худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман поставил «Мазепу» еще в 1999 году на старой сцене, а сегодня она обрела своё новое воплощение.

DSC00883

«Я старался сохранить ту атмосферу. Она была очень необычна для оперного спектакля. Это атмосфера подробного существования актеров и личной истории, которая заложена Чайковским. Пытались уйти от всех политических аллюзий и народных сцен, — сказал Дмитрий Бертман. – «Мазепа» очень сложная опера по материалу, она требует очень серьезных голосов. Даже в Большом театре эту оперу ставили тогда, когда театр обладал уникальным ансамблем певцов. Одни из последних спектаклей «Мазепы» шли с участие Ирины Архиповой, Владимира Атлантова и других звезд. У нас, к счастью, есть состав, даже два, который может петь эту оперу». DSC00872

Когда раздаются звуки оркестра под управлением дирижера народного артиста России Евгения Бражника, слушаешь солистов «Геликон-оперы»: (Мазепа – Михаил Никаноров, Мария – Ольга Толкмит, Ольга Щеглова, Андрей – Игорь Морозов, Иван Гынгазов, Кочубей — заслуженный  артист России Михаил  Гужов, Александр Киселев, Любовь Кочубей – заслуженная артистка России Ксения Вязникова, заслуженная артистка России Лариса Костюк, Орлик — Георгий Екимов, Алексей Егоров, Искра — Иван Волков), опера «Мазепа» П. Чайковского в постановке Дмитрия Бертмана превращается в яркую страницу оперного искусства современной России.

DSC00888

Правда, салютующие пионеры, сменяющие хлопцев с Полтавщины,  гэбэшная лампа-прожектор  на столе следователя во время допроса Кочубея — вневременные свидетели музыкального повествования — кого-то могут удивить, для кого-то стать «изюминкой» постановки. DSC00873

«Это особая опера Чайковского, как мне кажется, недооцененная до конца, — говорит Дмитрий Бертман. — Часто в классических постановках она ассоциировалась с какими-то сувенирными картинными сценами и рассматривалась как история политическая. Хотя, на самом деле, любая опера Чайковского всегда очень интимная, исповедальная». Опера дарит нам свой особый мир музыки, который звучит в каждом её звуке.

Фото автора.

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s