ОЖИДАНИЕ… ЭТО ЖИЗНЬ?

«Сюзанна» в «Школе драматического искусства» пытается ответить на этот вопрос

DSC01276

То, чего ты ждешь, еще не произошло, а то, что было – уже не существует. Так происходит и в пьесе «Сюзанна» в  театре «Школа драматического искусства».мадам Жужу

В полумраке сцены — изыскано обставленная комната, в глубине — камин со свечой, над которым время от времени появляется силуэт мужчины во фраке и цилиндре с тростью в руке. Возле стены — старинное черное фортепьяно, на котором когда-то кто-то наверняка играл, а сейчас оно молчит.

DSC01313

Посредине гостиной  – стол, накрытый скатертью и сервированный к обеду. Белые прозрачные занавеси на высоких окнах колышет ветер, который время от времени налетает и развевает их как парус, принося в дом тревогу. Старинное зеркало – свидетель всего, что происходило в этом доме все эти долгие годы, да и сейчас, когда здесь осталась одна Сюзанна.

DSC01326

Ей уже немало лет, а последние восемь – она и вовсе не выходит из дома, и вся её жизнь давно превратилась в сплошные воспоминания о прошлом. У неё давно уже не существует дня сегодняшнего, а прошедшее становится настоящим. Потому Сюзанна здесь никогда не бывает одна…

DSC01266

Три женщины – одна молодая восторженная девушка,  мечтающая выйти замуж за великого писателя Хенрика Ибсена, другая – молодая яркая особа – жена признанного во всем мире драматурга, третья – та самая Сюзанна, от которой остался лишь намек на бывшую красоту, похоронившая знаменитого мужа и пребывающая в размышлениях и снах о прожитой жизни.

DSC01231

У каждой из них своя история, своя оценка безвозвратно прошедшего, свой приговор. Они часто повторяют одни и те же слова, часто вместе молчат, задумавшись о чем-то, вспоминают. Одна – своего жениха, его первые успехи на театре, другая мужа, часто пьющего и изменяющего со служанками, третья — его последние годы, когда он тяжело болел.

DSC01268

С его смертью почти закончилась жизнь Сюзанны, но она не хочет верить в то, что мужа больше нет, что нет великого Ибсена. Эту непростую почти сюрреалистическую историю написал знаменитый норвежский драматург Юн Фоссе, которого сегодня называют гением и ставят наравне с Х. Ибсеном, К. Гамсуном, М. Метерлинком, А. П. Чеховым, С. Беккетом. Спектакль «Сюзанна» по пьесе Ю. Фоссе поставил режиссер Александр Огарёв в театре «Школа драматического искусства».

DSC01316

Неискушенный зритель может после спектакля остаться в некотором недоумении: «Что это такое? Я ничего не понял! Почему они повторяют одни и те же фразы, а потом молчат?» Действительно, творчество Ю. Фоссе сложно для восприятия неподготовленного зрителя. Здесь почти нет никакого действия, лихо закрученного сюжета, законченной фабулы, привычных диалогов между  героями, из которых мы узнаем о происходящих событиях.

DSC01228

Мистика, чувство потустороннего, ирреальность жизни, меланхолия, пессимизм, молчание и тишина – всё это в спектакле «Сюзанна». Иную незримую реальность предлагается разгадать зрителю  Ю. Фоссе, который пишет свои произведения в столбик без знаков препинания, а паузы и мелодика повествования – еще одна из его особенностей. Он приверженец «чистого искусства», полагая, что сила художественного текста в его эстетике.

DSC01298

И, все-таки, некий сюжет в пьесе есть: Сюзанна Туресен,  жена  знаменитого  писателя  Генрика  Ибсена, которая после  его смерти не выходит из дома уже восемь лет, и продолжает ждать мужа к обеду, разговаривает с ним как с живым, вспоминая его врагов и любовниц, его премьеры и блюда, которые они когда-то ели вместе за этим столом, и как она все время стряпала, стряпала…

DSC01254

Ибсен предстает перед нами в её беседах с ним, и мы вместе с ней ждем, что вот-вот он появится в этой загадочной комнате , где — то ли жизнь, то ли — потустороннее существование этой женщины сразу в трех лицах. Эту сложную роль Сюзанны народная артистка России Евгения Симонова раскрывает во всем её многообразии и неординарности. Актерский дар актрисы позволяет поверить в то, что такая женщина когда-то жила на свете и всё, что с ней происходило, было на самом деле.DSC01337

Образ Сюзанны чрезвычайно сложный, и чтобы его создать, нужно пребывать на сцене именно в том измерении, что предлагает парадоксальный философ писатель-символист Ю.Фоссе. Одинокие беседы и сны Сюзанны переносят нас в мир настоящего и прошлого одновременно – то ли это сон, то ли видение, то ли воспоминания, то ли – настоящее. Главное здесь – паузы и тишина, чтобы оставаться на мгновения наедине со своими мыслями и, в то же время, с переживаниями героини. Недомолвки, паузы, музыка спектакля, игра актеров погружают нас в мир, далекий от настоящего, и пытаются донести до нас смысл происходящего вокруг.

DSC01288

По словам режиссера Александра Огарева, «Евгения Симонова играет жену Ибсена, как светлый трагический монолог женщины, открывшей для себя иные масштабы, иные миры и не желающей смириться с миром плоским, серым, дождливым и унылым. Тема Симоновой в спектакле — вызов смерти». Грань между жизнью и смертью, словно бесконечный тревожный  сон – тема Фоссе, пьесы которого редки сегодня на российской сцене.  Александр Огарев, обратившись к его творчеству, предлагает нам проникнуть в мир парадоксов, сновидений и раскрыть для себя другую реальность, где встречаются прошлое, настоящее и будущее.

DSC01276

Каждый зритель остается здесь наедине со своим «я»,  своим личным чувственным восприятием. Вряд ли такие пьесы, как «Сюзанна», найдут своего зрителя среди поклонников массовой культуры. Однако, попытаться понять произведения Юна Фоссе, а театр «Школа драматического искусства» предлагает нам сегодня такую возможность в спектакле «Сюзанна», безусловно стоит. Тем более в исполнении таких актеров как народная артистка России Евгения Симонова, Александрина Мерецкая, Алиса Рыжова и других. Музыка, хор в спектакле – отдельная тема постановки, которая, как всегда,- яркая визитная карточка театра. Композитор Павел Карманов настолько проникся творчеством писателя, что постановку  пьесы без его музыки уже трудно себе представить, тем более, что музыка в творчестве этого писателя – едва ли не главное в его произведениях наравне с философскими воззрениями. Художник-сценограф и художник по костюмам Ася Скорик также предлагает свою версию «Сюзанны» — её декорации и костюмы переносят нас в мир Фоссе — в другую необычную реальность, имя которой – ожидание, что есть — Жизнь. Юн Фоссе в своих произведениях никогда не ставит точек, но его персонажи все время ждут их —  что вот-вот что-то изменится, что-то настанет новое, наступят перемены, а финала нет и нет. Ожидание — вне времени и пространства. Его надо прочувствовать и это непросто.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Сюзанна»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s