И ВЕЧНАЯ КОММУНАЛКА

«Ромео и Джульетта. Киндерсюрприз»

от Дмитрия Крымова

DSC01402

На сцене — огромное полотно «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Девочка-подросток в джинсах и кроссовках подходит к одному из мишек и пытается дотянуться до его лапы. Забравшись на высокий стул, она надевает маску лягушонка. мадам Жужу

В это время из чащи выбегает заяц и случайно опрокидывает стул вместе с испуганным лягушонком. Звучит популярный российский шлягер начала 90-х:

DSC01350

«… Плачет девушка в автомате,
Кутаясь в зябкое пальтецо,
Вся в слезах и губной помаде.
Перепачканное лицо…»

Заяц предлагает лягушонку другой стул, себе приносит такой же и ставит рядом. Лесные странники сбрасывают маски. Под ними — обычные юноша и девушка, они влюбляются, и ничто уже не может разлучить их.

DSC01365

С этого могла бы начаться любая история любви, о которой Шекспир написал еще в XVI веке: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Эта история  — о «Ромео и Джульетте» с подзаголовком «Киндерсюрприз» в постановке режиссера Дмитрия Крымова происходит в наши дни и рассказали о ней в театре «Школа драматического искусства».

DSC01382

Она, правда, далека от шекспировской, но канва — великого классика. А по ней – вязь всевозможных смыслов, вымыслов, аллегорий, метафор, сравнений, литературных и художественных находок, публицистических эссе… Словом, окажись Шекспир в нынешней России, он наверняка приметил бы всё , что происходит с современными крымовскими Ромео и Джульеттой.

DSC01407

Понятно, те же — вечная любовь, разлука, страсти, интриги, предательства, борьба кланов – политических и финансовых. У каждого времени свои Ромео и Джульетта, свои Монтекки и Капулетти, свои нравы и порядки, власть и законы. Пять веков мало что изменили в человеческих чувствах и поступках. Трагедия, которую окружающие почти не заметили, поскольку никому ни до чего нет дела –

DSC01360

каждому только до себя, все заняты своими делами и спешат брать от жизни всё. Словно попадаешь в театр абсурда, где каждый говорит о своем: персонажи рассуждают о переходном возрасте, учащенном сердцебиении, раздражительности, пользе лука, оливок, артишоков.

DSC01394

О том, что «не хватает субсидирования… ну, дурдом, в общем…»,  и что билет в театр можно вполне сделать комбинированным: «в него будет входить всё: дом Джульетты, могила Джульетты, балкон Джульетты, плюс — дом Ромео, могила Ромео, плюс — дом Тибальта, могила Тибальта… Но мы работаем…»

DSC01371

Словом, сатиры и иронии здесь столько, что скучать не приходится – только успевай следить за событиями. Сцены современных реалий настолько переплетены с шекспировскими, что их органичное вкрапление не только не вызывает отторжения, но смотрятся на одном дыхании, а трагедия и вовсе становится трагикомедией наших дней.

DSC01423

Увидеть в постановке лишь трагедию о влюбленных, сложно — скорее, это  едкое сатирическое, ироничное эссе на тему наших дней при всех шекспировских атрибутах. Пьесу, как рассказал режиссер, он сочинял сам, основываясь на трагедии Шекспира: «Эта пьеса — моя фантазия, от шекспировской трагедии остался только основной сюжет, но очень пунктирно.

DSC01405

— Наш спектакль — это то, что молодые люди могут сделать с этим произведением, создать что-то свое, новое». Трагедия, которую не заметили, так, по мнению режиссера, часто происходит в сегодняшней жизни, наполненной драматическими событиями.

DSC01417

«Года полтора назад, смотря один студенческий этюд на тему «Ромео и Джульетты», я вдруг подумал: «До какой же степени им все мешают, причем, не только вражда семей, но и друзья: Меркуцио, например, озабочен только своей «королевой Маб» и своим ироничным трепом. И мать, и отец, и брат, и герцог, и «верная Кормилица», которая меняет свою верность в зависимости от направления ветра. И даже Лоренцо, «помощник» Лоренцо — так «помог», что помогать уже после этого не нужно, да и некому!

DSC01408

Бедные ребята, бедные счастливые ребята. А коммуналка продолжается, вечная коммуналка». Это совместный проект театра «Школа драматического искусства»  и ГИТИСа, где заняты студенты 3-го курса, который ведут режиссеры Е. Каменькович и Дм. Крымов.  Музыка в спектакле  Кузьмы Бодрова — постоянного соавтора Крымова — своя отдельная история,  глубоко и оригинально раскрывающая режиссерскую идею и композицию.

DSC01411

Художники Анна Гребенникова и Евгения Резникова — студенты ГИТИСа –  оформили спектакль так, что многие сцены хочется еще раз увидеть в стоп-кадре, особенно, когда падает занавес с шишкинской репродукцией и мы оказываемся в шекспировской Италии.

DSC01422

Студенты-актеры играют не столько трагедию классика, сколько оказываются в современных реалиях, а любовь и ненависть во все времена одинаковы. Кто-то может удивиться, что название спектакля на афише написано вверх ногами. Почему?  А потому, что режиссер нам хочет сказать, что в этом мире давно уже всё перевернуто с ног на голову.

DSC01419

Как не вспомнить знаменитую фразу великого Евгения Евстигнеева в роли режиссёра самодеятельности: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»? Режиссер Дмитрий Крымов замахнулся, и оригинальный взгляд, новаторство мастера и художника наверняка оценил бы классик.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Ромео и Джульетта. Киндерсюрприз».

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s