«ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР»

открывает V Крещенский фестиваль в Новой опере

DSC01686

Театр «Новая опера» открывает V Крещенский фестиваль, посвященный в этом году итальянскому оперному искусству. На «Итальянских оперных вечерах» прозвучат оперы XIX века: сочинения Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, У. Джордано. мадам Жужу

Опера в концертном исполнении Фридриха фон Флотова «Марта, или Ричмондская ярмарка» формально выходит из темы итальянских произведений, но на музыкальный язык и стиль этой немецкой оперы повлияла итальянская традиция бельканто.

DSC01697

Дирижер Фабио Мастранджело представит на фестивале шедевр У. Джордано оперу «Андре Шенье». Прозвучат лучшие произведения итальянского камерного вокального наследия. Крещенский фестиваль открыла премьера оперы  Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур»  — шедевр бельканто. Кстати, её премьера состоялась 26 сентября 1835 года в театре Сан-Карло в Неаполе. В театре «Новая опера» её создателями стали немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай и музыкальные руководители — главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг и Дмитрий Волосников.

DSC01718

На создание оперы Г. Доницетти вдохновил роман В. Скотта «Ламмермурская невеста». По сюжету действие разворачивается в XV веке в Северной Британии, где враждуют два шотландских рода — Равенсвуд и Эштон, из-за чего двое влюбленных — Лючия и Эдгардо вынуждены скрывать свою любовь и подвергаться душевным  испытаниям. Любовь, ревность, убийство, безумие Лючии —  череда трагических событий сопутствуют героям оперы.

DSC01705

«Лючия ди Ламмермур» считается одной из самых популярных опер Доницетти. Виртуозная драматичная партия Лючии всегда входила в репертуар самых прославленных певиц мира — Марии Каллас, Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье, Эдиты Груберовой. «Лючия ди Ламмермур» Доницетти — образец итальянской романтической музыкальной драмы впитала в себя оперные традиции музыкального театра В.-А. Моцарта и драматических опер Дж. Верди.

DSC01726

Рассказывает режиссер-постановщик оперы Ханс-Йоахим Фрай: «Лючия ди Ламмермур» — одна из ключевых опер итальянского оперного искусства периода расцвета, шедевр стиля бельканто! Главным в музыкальной драматургии оперы становится мелодия, где в пении выражена вся глубина экспрессии, чувств жизни и любви. Вместе с тем «Лючия ди Ламмермур» — это еще и полная интриг психологическая драма.

DSC01732

История любви Лючии и Эдгардо напоминает историю Ромео и Джульетты. Они происходят из враждующих семей и сражаются за свою любовь, пытаясь противостоять бесконечным интригам. В финале оперы оба заканчивают жизнь самоубийством, потому что не находят иного способа защитить свою вечную любовь!

DSC01698

В постановке в Новой Опере нам важно было отчетливо показать эти сильные чувства. Действие оперы происходит в Шотландии в XV веке, и мы создали эффектные декорации, которые переносят нас в ту эпоху. В них эстетика черно-белого сочетается с одновременным использованием намеренно выбранного для выразительности цвета, и этот синтез призван создать особую визуальную магию! Это отражение великолепного стиля бельканто на визуальном языке — основа для идеального театрального спектакля в стиле психологического детектива, в котором вся история Лючии и Эдгардо. Великая опера, прекрасные картины в эстетике того времени вместе с прекрасной музыкой Доницетти в стиле бельканто рождают сильные эмоции».

DSC01703

Музыкальный руководитель  и главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг рассказал на пресс-конференции с журналистами о премьере оперы «Лючия ди Ламмермур»: «У нашего театра есть традиции бельканто, большим поклонником которого был основатель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Но с момента, как я стал главным дирижером театра – это первая постановка оперы в стиле бельканто. Думаю, что именно эта опера Доницетти демонстрирует достижения в этом стиле, как продолжение  традиций оперы барокко.

DSC01701

Это совершенно особое сочинение и стиль – это виртуозность, сложные вокальные партии. Эта опера Доницетти представляет огромную трудность для дирижера: многие его сочинения нуждаются сегодня в переоркестровке. Одна из задач дирижера быть гибким – придать произведению легкость Моцарта, четкость музыки барокко, драматизм Вагнера. Думаю, мы нашли баланс между театральностью постановки и историчностью».

DSC01696

Опера «Лючия ди Ламмермур» на сцене Новой оперы наверняка станет еще одной яркой страницей в истории театра. Быть может, кто-то в ней увидит излишнюю театральность, некую вычурность, но этого нелегко избежать, представляя эпоху XV века. Однако, музыка Доницетти в исполнении оркестра под управлением дирижера Яна Латам-Кёнига как всегда безупречна в подаче мастера. Солисты оперы — дуэт влюбленных в исполнении сопрано Ирины Боженко (Лючия) и Георгия Васильева (Эдгардо) виртуозны, но, по мнению профессионалов, до оперных мировых звезд им еще предстоит немало расти и работать, тем более, что речь идет о бельканто.

Изображение 009

Рис. Е. Куштапиной

Однако, не стоит быть слишком придирчивым к режиссерским постановкам опер вообще и «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, в частности. В конце концов, опера – жанр сложный, изысканный, требующий глубоких знаний не столько зрителей-меломанов, сколько высоких профессионалов. Поэтому, если постановка оперы способна вызвать у публики интерес, стремление посещать классические музыкальные спектакли, это уже огромное достижение оперных постановщиков и музыкантов. Когда же широкий зритель об опере знает  понаслышке и лишь при одном упоминании о ней морщится и старается избежать похода в театр, это свидетельствует даже не столько о музыкальной безграмотности публики, сколько о низкопробности того «театрального продукта», которым сегодня потчуют незадачливого российского зрителя. На этом беспросветном фоне серости театрального репертуара российского театра «Лючия ди Ламмемур» Г. Доницетти в московской  Новой опере становится настоящим достоянием музыкального творчества на отечественной сцене. К тому же, приходится признать, что поход даже в самый заурядный театр многим сегодня не по карману. А порядок цен на иные «модные» спектакли брэндовых столичных театров на места в партер колеблется… от 10 до 30 тысяч рублей!  Поэтому, пропаганда оперного искусства, тем более цикла итальянских произведений, которые мы сегодня можем послушать в Новой опере на V Крещенском фестивале, — ценный подарок слушателям – меломанам, профессионалам и тем, кто только знакомиться с оперным искусством.  «Лючия ди Ламмемур» Гаэтано Доницетти именно об этом.

Фото автора.

Фрагменты оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s