«СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА»

совсем не волшебные на сцене «Маяковки»

DSC01904

Австрия начала 30-х годов прошлого столетия. На окраине Вены местные магазинчики открывают свои двери для покупателей. Самый обычный день в жизни обитателей этих мест не предвещает ничего нового. Да и что может произойти, когда жизнь каждого из них расписана как по нотам?мадам Жужу

Однако события пьесы австрийского драматурга Эдена фон Хорвата «Сказки венского леса» в постановке режиссера Никита Кобелева театра им. Вл. Маяковского разворачиваются столь стремительно, парадоксально и непредсказуемо, что…

DSC01882

вряд ли даже король вальса Иоганн Штраус смог бы предположить, что его музыка превратится здесь в грустную насмешку над происходящим… Молоденькая Марианна – дочь владельца магазина игрушек – нелюбимая отцом, желающим во что бы то ни стало спровадить её замуж за местного перспективного мясника Оскара, разрывает помолвку с женихом

DSC01950

из-за внезапно вспыхнувшей страсти к авантюристу и игроку на скачках Альфреду. Проходит год, и призрачное семейное счастье превращается в обыденную рутину, безденежье и тщетные поиски лучшей жизни. Но прежде чем смириться с ударами судьбы, девушка пытается преодолеть все лишения и злоключения, выпавшие на её долю.

DSC01978

Однако непреодолимые испытания заканчиваются для неё банально безрадостно. У других героев спектакля свои житейские проблемы, которые они тщетно пытаются безуспешно решить. Их размеренная обывательская жизнь пока еще не столкнулась с экономическими, политическими и социальными изменениями в стране накануне Второй мировой войны, когда в стране уже вовсю витают идеи фашизма.

DSC01944

И лишь студент Эрих видит в наступлении нацизма свое будущее предназначение и приветствует его. Пьесу «Сказки Венского леса» Эден фон Хорват написал в 1931 году, а в 1933 году её уже сожгли в Мюнхене среди других его запрещенных произведений.

DSC01894

До этого она с успехом шла на сцене и получила престижную премию Генриха Клейста. С приходом к власти нацистов Хорват из Берлина переезжает в Вену, затем эмигрирует в Париж.

DSC01917

Дальше его судьба складывается почти мистически: он всегда боялся молнии, и в 36 лет он погиб от свалившейся на него ветки дерева, в которое ударила молния… «Пьесу «Сказки венского леса» я нашел в букинистическом сборнике, — рассказал режиссер Никита Кобелев. — Потрясла и пьеса, и судьба автора, которого сегодня в Германии чтут наравне с Брехтом.

DSC01873

У нас же Хорват практически неизвестен. Его произведение, созданное почти 90 лет назад в период экономической депрессии, в преддверии прихода фашизма, рисует портрет общества накануне этой катастрофы».

DSC01976

«Эден Хорват потрясающий драматург удивительной судьбы, который почти неизвестен нашей публике, никогда не ставился на российской сцене и не издавался», ‒ говорит исполнитель главной роли Альфреда актер Вячеслав Ковалев.

DSC01860

Он представил своего героя настолько мастерски убедительно и ярко, что в образе, задуманном автором пьесы, не приходится сомневаться. Кстати, на сцене всегда видна фальшь в исполнении того или иного актера – тем во многом отличается ремесленник от таланта. Альфред в исполнении Вячеслава Ковалева в спектакле «Сказки венского леса» еще одна несомненная творческая удача актера.

DSC01921

Не случайно, поэтому, он и исполнительница роли Марианны этой постановки — Анастасия Дьячук стали номинантами на театральную премию «Золотая маска» этого года за спектакль «Изгнание».

DSC01870

«Я сразу влюбилась в «Сказки венского леса», когда еще читали пьесу — это было смешно, страшно. Это одна из лучших пьес, по-моему, в мировой драматургии», ‒ поделилась актриса. Роль Марианны в исполнении Анастасии Дьячук поражает своей искренностью, виртуозностью и желанием донести до зрителя всю драму её героини. Несмотря на кажущуюся легкость происходящего на сцене, быстротечность событий, смену суждений и настроений героев, перед нами разворачивается острая психологическая драма о безысходности человеческих судеб буржуазного общества.

DSC01918

В наши дни, когда духовные ценности давно уже не в почете, пьеса приобретает суровую злободневность. Под музыку праздничных венских вальсов Штрауса люди не пытаются услышать друг друга, а иллюзии о достойной жизни разрушаются, не успев возникнуть.

DSC01930

«Каждый за себя» — этот лейтмотив звучит и в самом повествовании происходящего, и в искрящейся музыке Иоганна Штрауса, и от этого становится трагикомичным. Желание вырваться из нищеты, достичь богатства во что бы то ни стало, отметая духовно-нравственные ценности, в конце концов, приводят человека к полному душевному опустошению, несмотря ни на какие приобретенные  материальные блага.

DSC01947

И даже блистательные вальсы Иоганна Штрауса уже не смогут вернуть героев спектакля «Сказки венского леса» к самим себе,  какими они мечтали когда-то стать.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Сказки венского леса».

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s