«СВАДЬБА» в «Современнике»

на сцене — Чехов, Зощенко, Брехт, Ильф и Петров и др.

DSC02108

«Горько! Горько!» — гуляет свадьба с женихом и невестой, со всеми родственниками и знакомыми, с музыкой и песнями.  Но что-то в полумраке сцены здесь не договаривают, замалчивают… И невеста что-то скрывает от жениха, и папаша не очень-то доволен молодыми, у которых «романтизма нет».мадам Жужу

И познакомились новобрачные в трамвае, где народу «чертова уйма» и жених может узнавать свою невесту «только в шапочке и пальто». А теперь — поди разбери, которая его невеста?

DSC02075

Помните, знаменитую комедию Леонида Гайдая «Не может быть!» по М. Зощенко? Кадры из этой ленты давно уже разошлись на цитаты, а звездный ансамбль актеров — Георгий Вицин, Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Валентина Теличкина, Людмила Шагалова и другие, занятых в этом фильме, — кумиры советского кино.

DSC02067

Сегодня «Свадьбу» на сцене московского «Современника» представляет режиссер Егор Перегудов с ансамблем актеров: Алёна Бабенко, Марина Хазовой, Александром Кахуном и другими артистами театра. Риск, конечно: ведь наверняка будут сравнивать с великолепным гайдаровским фильмом, с его «свадебными» героями.

DSC02063

Но художник, театральный режиссер представляет нам своё видение классики. В темном пространстве сцены с еле видимыми фигурами героев — другая свадьба. Молодожены и родственники суетятся в свадебной кутерьме, раздаются песни под гитару, музыканты…  похоронного оркестра предлагают свои услуги.

DSC02057

Зощенко над этим горько смеется, но этой свадьбе не очень весело. Что ждет молодых? Тоскливый быт, семейные неурядицы, разборки в кругу таких же «трамвайных» знакомых с водкой и руганью?..

DSC02098

Будто и не прошло почти века с того времени, как писатель-сатирик всё это подсмотрел среди тех самых обывателей, которые сегодня также гуляют и празднуют такие же развеселые удалые свадьбы только уже на черных лимузинах с привязанными на капоте свадебными куклами. Иногда, правда, еще и стреляют в честь брачующихся. Ни что не ново под Луной, тем более в отношениях, где «романтизма нету».

DSC02102

Но не успели отпраздновать зощенковскую свадьбу, как оказались на «Мещанской свадьбе» Бертольда Брехта, где тоже поют, пляшут, выясняют отношения, ревнуют, вспоминают прошлое и загадывают будущее.

DSC02107

Все гости на свадьбе сидят за огромным круглым черным столом, каждый погружен в свой мир, о котором мы узнаем из их же монологов, намеков, укоров. Каждый пытается исповедаться, но многое, понятно, остается недосказанным. Брехт лаконичен и скуп на внешние эмоции, но собравшиеся за этим исповедальным свадебным столом пытаются как-то оправдать своё существование на этой земле, рассказывая о своих судьбах.

DSC02135

Актеры мастерски представляют своих героев, создавая незабываемые образы, а их  свадебное застолье превращается в духовное разоблачение каждого. В сценической версии режиссера Егора Перегудова из юмористических рассказов А. П. Чехова, трёх пьес — «Свадьба» М. Зощенко, «Мещанская свадьба» Б. Брехта и «Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова, произведений  Л. Толстого, М. Жванецкого смешные стороны человеческой природы заострены до гротеска.

DSC02122

«Свадьба это лишь повод, потому что это такая острая ситуация, когда вскрываются все скелеты в шкафах, — рассказывает режиссер Егор Перегудов. —  У нас в спектакле все свадьбы не самые обычные, типичные. Нас интересует острые пограничные ситуации, когда человек был холостой, а потом женатый – и это происходит вот так. А имеет ли это отношение к любви, чувствам?.. Это большой вопрос.

DSC02126

Это, скорее, формальность. А главное — все родственники – близкие, дальние, друзья, чужие люди – все они становятся ближним кругом, потому, что все говорят о первой брачной ночи, намекают о беременности. Вдруг твоя частная жизнь, жизнь двух людей становится общественным достоянием

DSC02145

– каждый вправе что-то  комментировать жениху, невесте. Эти острые ситуации нас здесь интересовали. Совершенно разные драматурги, разных стран,  разных эпох – каждый из них обращается к этому сюжету. Какими стали их герои после того, как они становятся законными супругами?

DSC02159

Разные авторы, разные пьесы  и каждый раз это будет разный спектакль, разная артикуляция этих историй. Это требует определенного мужества от артистов. Мне это нравится, мне это интересно, чтобы не сдавать экзамен: вот мы это сделали, зацементировали, лаком побрызгали и поехали эксплуатировать.

DSC02155

Авторы, с которыми мы работаем – Брехт, Зощенко, Чехов – чувствовали театр, для них театр – империя, и они провоцируют на такую форму работы с ними: искать и экспериментировать вместе со зрителями. Это такой калейдоскоп: от того, как эти истории соотносятся между собой, в каком порядке рассказываются, меняется смысл.

DSC02167

Для того, чтобы нам это понять, надо работать вместе со зрителем, тем более, что это — комедии, открытый экспрессивный театр в разных стилистиках. Здесь собралась очень хорошая компания актеров: Алена Бабенко, с которой мы делаем третий спектакль, артисты старшего поколения – Марина Хазова, Александр Кахун, совсем молодые ребята, которые недавно пришли в театр. Это спектакль ансамблевый со всеми плюсами и минусами. В пьесе Брехта «Мещанская свадьба» девять человек на сцене в течение часа, там нет главных персонажей, история общая. Рассказывать её очень сложно артистам, это требует определенных ансамблевых навыков».

DSC02170

«Любить вообще не так легко, — рассказывает заслуженная артистка России Алена Бабенко. — И здесь через каждую историю мы прорываемся к этой любви сквозь каких-то людей, какие-то обстоятельства, которые всегда мешают. Но как ни пытались эту любовь отнять у людей, всё равно она победит. Для меня этот спектакль о победе любви, не смотря ни на что. Это очень интересное решение спектакля, много актерских находок. Для меня здесь — четыре женских настроения: это поиск и надежда, это абсолютно внутреннее разрушение, когда человек разочаровывается, всё ломается внутри. Потом попытка и желание услышать утерянные слова о любви, попытка нравится кому-то, а потом полное отчаяние, когда ты уже ни во что не веришь и ждешь какого-то иностранца в «Сильном чувстве» Ильфа и Петрова. Для меня это какой-то сказочный принц несуществующего счастья. Процесс репетиций был сложный. В одном спектакля четыре разных человека сыграть…

DSC02039

У меня тоже была свадьба, и я знаю, что это такое. Ты уже не чувствуешь, что ты – невеста — у тебя какая-то трясучка, ответственность. Свадьба – это надо что-то обязательно делать, и ты даже не понимаешь весело это или нет… Жених и невеста расслабляются только, когда все, наконец, уходят. Несмотря на всю эту красоту, фееричность, праздничность, это довольно тяжелое мероприятие. Поэтому похоронный оркестр очень даже в тему…» Спектакль «Свадьба» в «Современнике» — задумчивая комедия. Кто-то может узнать здесь себя, усевшись вместе с героями Брехта за огромным черным столом под яркими прожекторами люстры и поразмыслив над своей жизнью в калейдоскопе свадебного угара.

Фото автора.

Фрагмент премьеры спектакля «Свадьба»

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s