«МЫ ДРУГ У ДРУГА ОДНИ.

В целом мире!» — признаются герои премьеры «Доктор сада» театра «Школа драматического искусства»

DSC02235

 

На сцене – утопающий в зелени цветущий сад. Лето в разгаре.  Подмосковная июльская жара на даче супругов Нежиных словно остановила время и даже щебетанье птиц не нарушает ту удушающую тишину, что повисла в неподвижном знойном  воздухе. Разве что стук колес  электрички время от времени разбивает эту духоту.мадам Жужу Сорокалетняя домохозяйка Лариса Нежина и её пятидесятилетний муж доцент Олег Павлович давно уже пережили свои лучшие годы и теперь, рассуждая по утрам о полезности овсяной каши и резях в желудке, живут в основном воспоминаниями.

DSC02231

И, всё-таки, жизнь продолжается —  Нежин каждое утро спешит на электричку, чтобы не опоздать на ученый совет, а Лариса остается скучать на даче. Впрочем, долго томиться в одиночестве ей не приходится: «из зарослей выдирается молодой, сильный, загорелый красавец Валера» — деревенский безработный, давний знакомый Ларисы, который не прочь  развлечь бальзаковского возраста дамочку.

DSC02206

Дальнейшие события разворачиваются весьма непредсказуемо: банальный любовный треугольник уступает место мистике и детективу. Появляется  внезапно ревнивый муж, опоздавший на электричку, слышатся оправдания жены, которую тот пытается уличить в измене, дело доходит до драки с молодым Донжуаном…  Впереди разоблачения, поиск улик, и вновь страсть, надежды, стремления найти себя, обрести новую жизнь на этот раз… в Нарьян-Маре. Конечно, прошлого не воротишь, но почему не начать всё сначала? «Мы у нас одни. В целом мире!», — глубокомысленно замечает Лариса.

DSC02219

И, в то же время, образ молодого возлюбленного преследует её, стоит ей остаться в одиночестве. Она снова хочет его видеть, слышать, готовит ему завтрак, стирает футболку. Вновь измена? Кто же он, в конце концов, этот неуловимый Валера, и почему муж не перестает ревновать к каждому её слову,  движению, взгляду, шороху, что раздается на утопающей в садовых зарослях даче?

DSC02204

Но стоит внимательней прислушаться к признаниям любовников и разговорам супружеской пары, пробовать разобраться в сложных сплетениях их душ, окунуться в их молодость, годы расцвета, разрушенные мечты, и картина предстает весьма необычная… Мистика и детектив, раздвоение личности и видения? Герои рассказывают нам каждый свою историю.

DSC02205

Их переживания, воспоминания, надежды в психологическом «провинциальном» наших дней – на премьере «Доктор сада» драматурга Нины Садур в постановке режиссера Игоря Яцко. «Действующих лиц не то два, не то три» — помечает автор пьесы — в исполнении актеров Театра «Школа драматического искусства» Марии Зайковой, Игоря Яцко, Ивана Товмасяна.  Почему пьеса называется «Доктор сада»? Вылечит ли он запущенный, заброшенный сад? Режиссер спектакля, исполнитель главной роли заслуженный артист России Игорь Яцко рассказывает:

DSC02226

«В пьесе есть поэтический язык, душа, мистика, детектив, необходимая сложность, простота, атмосфера, а самое главное, что сад — это тот самый «Вишневый сад». Поскольку я делал спектакль «Вишневый сад», мне эти темы хорошо известны, и этот сад нуждается в лечении, в докторе». Действие на сцене происходит в наши дни, где главные герои — наши современники, и от того, каким станет их сад – заброшенным или цветущим и благоухающим, зависит их жизнь, мечты и надежды. Актеры, словно на исповеди, рассказывают историю на двоих, третий персонаж — то ли сон, то ли видение, то ли муж Ларисы из её молодости…

DSC02230

В одном из своих интервью Игорь Яцко сказал: «Мы стремились собрать нечто такое, чтобы возникала энергетическая насыщенность, которую и зритель сможет внутренне почувствовать. Для нас очень важно всё, из чего мы собирали этот спектакль. Это нам дает особый трепет, вибрацию души, чтобы, прежде всего, передать чувствительную душу сада, главного действующего персонажа спектакля».

DSC02209

Утраченная молодость, потеря работы, когда в стране всё разваливалось  – рухнули заводы, позакрывались институты, многие ученые превратились в торгашей на рынках… «Твою кафедру давно закрыли. Твой институт слили с ближайщим ПТУ…  — выпаливает Лариса мужу, раскрывая ему его же секрет: ежедневной беготни на давно уже несуществующий «ученый совет». — Это не позор — работать грузчиком, имея учёную степень!» И, всё-таки, нельзя опускать руки – жизнь продолжается и надо верить в лучшее. Получится ли это у героев спектакля?

DSC02224

 

«Может, реально такой возможности и нет, но есть жизнь души, и душе это под силу, — говорит исполнитель роли доцента Нежина Игорь Яцко. — Сама попытка это сделать и напряжение душевных сил — смысл этой пьесы». Спектакли этого театра особенные — идти сюда, чтобы развлечься, а в антракте рвануть в буфет, вряд ли стоит. Каждая постановка на этой сцене — некий экзамен на уровень  интеллекта, эрудиции, самообразования. А сцена и актеры, с которыми в зрительном зале ты наедине, их талант дарит те эмоции, которыми так бедны серые будни.  И как написала вместо эпиграфа к своей пьесе «Доктор сада» Нина Садур: «Театр — немножко враньё, немножко утешение. И, конечно же, антракт с чинной очередью в буфет, где тонкий бутерброд с копчёной колбасой, и — вот он, у рта уж, но — дребезг звонка, и пора бежать, смотреть дальше». Можно добавить, что театр это еще — исповедь и для героя, и для зрителя, а вечный спор о том: чему призван театр — развлекать или просвещать? Каждый выбирает свой Театр.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Доктор сада»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s