«УПАВШИЙ С НЕБА»

в «Геликоне». Такой оперы у Прокофьева не было…

DSC02879

Спектакль «Упавший с неба» в «Геликон-опере» по мотивам оперы «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский» Сергея  Прокофьева в эти праздничные победные дни собрал полный зал. мадам Жужу

 

DSC02870

Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман эту последнюю, написанную Прокофьевым, почти забытую оперу соединил с частями его знаменитой кантаты «Александр Невский». Правда, эту идею предложил еще Альфред Шнитке, когда в Большом театре решили ставить это произведение, история которого сложная и многострадальная.

DSC02862

К сочинению оперы «Повесть о настоящем человеке» по повести Бориса Полевого Прокофьев приступил по предложению Минкульта СССР в октябре 1947 года и закончил её в августе 1948 года. Закрытый просмотр оперы прошел 3 декабря 1948 года в Ленинградском театре оперы и балета и закончился… полным разгромом.

DSC02886

Претензии были и к музыке, и к либретто, которое композитор написал вместе с женой М. Мендельсон-Прокофьевой. На пленуме Союза композиторов оперу раскритиковали за диссонанс  звучания, недостаточную мелодичность, а также за «искажение облика советских людей».

DSC02853

Главный герой – летчик на сцене был представлен больным, физически неполноценным человеком, однако основной сюжет повести, подлинные тексты повести Бориса Полевого сохранились. Премьера состоялась уже после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре СССР, а затем пережила еще немало постановок.

DSC02856

Одна из них – сегодня в «Геликон-Опере». Кто надеялся увидеть и услышать историю героя-летчика Маресьева, написанную Б. Полевым, это вряд ли в «Упавшем с неба». Скорее, взята канва произведения правдиста и переведена на сценическое музыкальное произведение дня сегодняшнего. …

DSC02888

Спустя много лет после войны обыкновенный пенсионер, ветеран войны лежит в самой обыкновенной больнице. Реальность накладывается в его сознании на события шестидесятилетней давности. За сценой в лесу следует сцена бреда после ампутации ног (в опере Прокофьева — центральная): Алексей видит трех хирургов, свою мать, невесту Ольгу, друга Андрея Дегтяренко… Рядом с Маресьевым в больнице лежат такие же, как он, старики.

DSC02883

Воспоминания ветерана о прожитой жизни – юности, любви, верных друзьях, желании летать – основной лейтмотив спектакля. В финале мы видим рыдающего солдата войны, скорбно стоящего возле единственно навестившего его в больнице немецкого журналиста – сына тех, с кем в Великую Отечественную войну сражался наш герой.

DSC02867

«Мы предлагаем свою сценическую редакцию начала XXI века – катастрофу упавших с неба в наше время», — говорит постановщик «Упавшего с неба» Дмитрий Бертман. Сергей Прокофьев создал музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме.

DSC02877

В новой редакции сочинения великого композитора в «Геликон-опере» кто-то увидит новаторство, для кого-то спектакль станет откровением, кто-то, надеясь встретиться с советской классикой  — «Повестью о настоящем человеке» Б. Полевого на оперной сцене, будет недоумевать. Однако, музыка гения — всегда правда, какой бы суровой она не была.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Упавший с неба»

 

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s