«ДАЧНИКИ» В КЛЕТКЕ

В «Школе драматического искусства» рассуждают о бренности бытия…

DSC03078

Из подслушанного на премьере в фойе театра: «Не знаешь, про что эти «Дачники»? — «Понятия не имею. В программке написано – Горький. Вообще не читала: что-то, наверное, про отдыхающих…» Когда-то пьесы знаменитого писателя не сходили с театральных афиш, а в школьной программе Горький шел наравне с Толстым и Чеховым, мадам Жужу

но «времена перемен» быстро списали певца «Буревестника» в архив: «Кто его теперь читает?» — разъяснили мне в одной из столичных библиотек. – «Вы будете читать его на досуге?» «На досуге» нет, но не знать его произведений, обеднять себя.

DSC03048

На сцене – огромная металлическая клетка, в которой какие-то люди о чем-то рассуждают, в чем-то признаются, декламируют стихи, закатывают истерики. Это те самые дачники, что ищут ответ на вечный вопрос: «Что такое жизнь и зачем они на этом свете?» Почему Горький окрестил их «дачниками»? Как они оказались в клетке? Вечные отдыхающие или вечные скитальцы в поисках смысла жизни? Гости у себя дома или мечущиеся странники, где каждый пытается найти свою дорогу?

DSC03070

Эту пьесу Горького часто называют «самой темной» среди его ранних произведений. Дача Басовых – мрачный темный дом, заваленный всяким хламом. Кругом беспорядок, пыль, зашторенные окна, кажется, никогда не пропускают свет. Но дачникам, жизнь которых полна нерешенных проблем, беспросветна, тягостна, он не особо нужен. Холод и непонимание в доме-клетке и в отношениях героев. Они, словно птицы с подрезанными крыльями, мечутся в клетке-тюрьме в поисках самих себя и смысла жизни. У каждого здесь свои критерии жития, где споры, собственно, ни к чему не ведут, разве что к пустословию и взыванию жить по предлагаемым кем-то из героев меркам.

DSC03063

«…Вы часто говорите — жизнь! Что такое — жизнь? – спрашивает Рюмин (Дмитрий Репин). — … Она встает предо мной, как огромное, бесформенное чудовище, которое вечно требует жертв ему, жертв людьми! Она изо дня в день пожирает мозг и мускулы человека, жадно пьет его кровь. Зачем это? Я не вижу в этом смысла, но я знаю, что чем более живет человек, тем более он видит вокруг себя грязи, пошлости, грубого и гадкого… и все более жаждет красивого, яркого, чистого!..»

DSC03085

«… Сами мы создали себе одиночество, полное тревожной суеты и внутреннего раздвоения… – говорит Марья Львовна (Ольга Малинина) . —  Вот наша драма! Но мы сами создали ее, мы достойны всего, что нас мучит!»  « …Я хочу сказать вам, что, если мы живем не так, как вы хотите, почтенная Марья Львовна, у нас на то есть свои причины! – объясняет Суслов (Игорь Лесов). —  Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть… вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней…

DSC03053

… Я рядовой русский человек, русский обыватель! Я обыватель — и больше ничего-с! Вот мой план жизни. Мне нравится быть обывателем… Я буду жить, как я хочу!»  Жизнь, лишенная какого-либо смысла, бренна. Дачников не устраивает и растительная жизнь, но возможно ли её изменить и как это сделать?

DSC03058

«…Интеллигенция — это не мы! – говорит Варвара Михайловна (Александрина Мерецкая). —  Мы что-то другое… Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим.  … И страшно много лжи в наших разговорах! Чтобы скрыть  друг от друга духовную нищету, мы одеваемся в красивые фразы, в дешевые лохмотья книжной мудрости… Говорим о трагизме жизни, не зная ее,  любим  ныть, жаловаться, стонать…»

DSC03047

«Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоёв и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом — родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него, – писал Горький в одном из своих писем. — Эта интеллигенция стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред  жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и — спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие, за измену своему родному слою — демократии. … Многие из интеллигенции идут за мещанами в тёмные углы мистической или иной философии — всё равно куда, лишь бы спрятаться. Вот — драма, как я её понимаю».

DSC03059

Это ли не нынешняя российская интеллигенция или те же «шестидесятники» прошлого века? Та же болтовня на кухнях, псевдо-стремление к духовности, высоким идеалам, за которыми бездействие и беспомощность. «Мне показалось, что пьеса очень актуальна сегодня, — говорит режиссер-постановщик Александр Огарев. — Она про нас, про интеллигентов, про то, как они живут, о чем думают, как мечутся, ругаются, как каждый считает, что его идея самая правильная…  И о том, что, к сожалению, их поступки противоречат речам. Я никогда не ставил пьес Горького, но это оказалось чрезвычайно интересно, и я не пожалел, что выбрал эту пьесу. DSC03064

Получился самоироничный трехчастный трактат-памфлет памфлет о собственной никчемности в стране, перманентно движущейся к катастрофе. Горьковские юмор, желчь и даже злость к собственным героям сегодня необходимы нам как инъекция, прививка к таким страшным болезням, как равнодушие, цинизм, асоциальность. … Каждый из героев «Дачников» отражает какую-то философию, настроение: оптимисты, пессимисты, скептики,  циники, те, кто ни во что не верит, и те, кто верит во все».

DSC03072

По сути, интеллигенты-дачники Горького на сцене театра «Школа драматического искусства» — люди-маски с изломанной душой, горе-герои, которым нет места в реальной суровой действительности. Их место в этом сообществе «дачников» —  «царстве мертвых» и мира иллюзий не имеет никакого отношения к истиной жизни. Поэтому они мечутся в безысходности в даче-клетке, выход из которой вряд ли найти. Как бы не остаться навсегда «дачником»-обывателем, сокрушаясь о бесполезности прожитого.  Кто-то наверняка узнает в одном из героев «Дачников» себя и, может быть, ему удастся вырваться из клетки обстоятельств, нарушив известное: «обстоятельства выше нас»?.. В постановке заняты актеры: Андрей Финягин, Александрина Мерецкая, Александра Лахтюхова, Алексей Киселев, Игорь Лесов, Мария Викторова, Олег Охотниченко, Ольга Бондарева, Андрей Харенко, Дмитрий Репин, Ольга Малинина, Алина Чернобровкина, Роман Колбин, Дарья Рублева, Рустам Эйвазов, Иван Товмасян. Сценография и костюмы Александра Мохова и Марии Лукка.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Дачники»

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s