ОБОШЛИСЬ БЕЗ ЦЫГАНЩИНЫ

«Алеко» в «Геликоне» другой…

DSC03129

Об этой опере в одном из своих писем автор писал снисходительно: «… Итак, я писал свою оперетку. Эта оперетка, вероятно, пойдет в будущем сезоне у нас в одном из опереточных театров. … Эта опера провалится, наверное. Говорю это вполне чистосердечно. Это в порядке вещей. Все первые оперы молодых композиторов проваливались – и поделом: в них всегда масса недостатков…»мадам Жужу

Композитору, выпускнику Московской консерватории в ту пору было всего девятнадцать, а свою дипломную работу — он написал за… 17 дней. Однако предсказания юного автора не сбылись: его опера имела оглушительный успех,

DSC03156

а  на премьере в Большом театре в 1893 году Чайковский аплодировал «Алеко» стоя в ложе. Легендарной стала и её постановка к столетию со дня рождения Пушкина в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, где партию Алеко исполнил Федор Шаляпин. Успех «дипломной» одноактной оперы по поэме Пушкина «Цыганы» на либретто В.И. Немирович-Данченко стал неожиданным для молодого автора, а признание его как композитора да еще самим Чайковским, заставило его поверить в свой талант. С тех пор произведения Сергея Рахманинова звучат по всему миру.

DSC03114

Сегодня в театре «Геликон-опера» — премьера оперы «Алеко» в новом прочтении классики в постановке режиссера Ростислава Протасова, музыкального руководителя и дирижера Валерия Кирьянова, художника-постановщика Валерия Кунгурова и хореографа Илоны Зинуровой. «Рахманинов – один из композиторов, творчество которых стало квинтэссенцией русской музыки прошлого века, и эта музыка шагнула в сегодняшний день, — говорит режиссер Ростислав Протасов.

DSC03117

— То, что осталось за скобками у Рахманинова, мы пытаемся прочесть с точки зрения сегодняшнего дня, поскольку те проблемы, которые существовали в той эпохе, есть и сегодня. В нашем спектакле разговор идет еще и о том, что в последнее время вопрос миграции населения стоит очень остро, но ведь он существовал всегда. Поэтому цыганский табор, который описан и у Пушкина в «Цыганах», и у Рахманинова в «Алеко», наверно, меньше всего несет отпечаток цыганской музыки.

DSC03147

Этот собирательный образ мы и постарались воспроизвести, но не с точки зрения негатива, который нас окружает в сегодняшнем мире, в СМИ, где миграция африканского или арабского населения в Европу воспринимается глубоко отрицательно. Мы забываем о том, что эти люди вынуждены переселяться только для того, чтобы выжить.

DSC03120

И, скорее всего, тот табор, который мы показываем, — это они и есть». Действительно, «цыганщины» как таковой  с плясками, бубнами, пышными юбками, цветастыми платками в музыкальном спектакле, что сегодня дают в Белоколонном историческом зале княгини Шаховской «Геликона», где не раз бывал сам Рахманинов и репетировал Шаляпин — один из лучших исполнителей партии «Алеко», мы здесь не увидим.

DSC03134

«Для меня Рахманинов – один из немногих композиторов, который не увлекся новыми музыкальными течениями своего времени, а остался верен своим композиторским принципам и стилю, узнаваемому с двух тактов, двух оборотов, трех нот… — говорит музыкальный руководитель и дирижер Валерий Кирьянов. —

DSC03141

«Алеко» — камерная опера по продолжительности, но предельно насыщенная по содержанию. По сути, она — некий набор музыкальных миниатюр, связанных общим сюжетом, при этом каждый номер – это особенная атмосфера и состояние, в котором все предельно сконцентрировано».

DSC03163

«Мы делаем не театр «Ромэн», и герои «Алеко» – не привычные для нашего менталитета цыгане, а какие они будут – мы сразу и не знали, — рассказывает художник-постановщик Валерий Кунгуров. —  Цыгане – не как некий этнос, а как некая игра, некая идея. Принято считать, что корни цыган – в северо-западной Индии, то есть, по индийской мифологии цыгане – это одна из потерявшихся каст, которая исчезла в один день.

DSC03135

Вот и родилась такая «лоскутная» в буквальном и фигуральном смысле история — и по приему наглядному, и по идее внутренней. Наши цыгане – «лоскутно-придуманные», без национальной привязки. Они действительно существуют вне границ, вне этноса, хотя в этом есть и экзотика». «Мы ушли от классической истории цыган, — говорит хореограф Илона Зинурова. — Наша задумка – это вечная история неких беженцев, людей без дома, без корней. И в хореографии мне не хотелось делать что-то «а ля цыганщина».

DSC03118

Мне кажется, самое главное в этой опере — показать взаимоотношения людей: как выходить из конфликтных ситуаций, как в них не попадать, как любить, как уметь не ревновать, или ревновать, но умело. Я считаю, человеческие отношения – это самое интересное, что есть на свете. По сути, наш разговор о том, что, если человек сложен как, например, Алеко, ему трудно найти себя в любом месте. Ведь Алеко – изгнанник из своего общества, и даже, находясь среди свободных людей, будучи принят ими, он не нашел приюта, спокойствия и гармонии в душе».

DSC03164

В первый премьерный показ партии исполняли: Алеко – Петр Морозов, Земфира – Ольга Толкмит, Молодой цыган – Иван Волков, Старый цыган – Михаил Гужов, Старая цыганка – Лариса Костюк. Жизнь цыганского табора представили артисты хора и музыканты оркестра. Интересно, как оценил бы постановку «Алеко» в «Геликоне» Сергей Рахманинов? Музыканты-профессионалы в день премьеры доказали, что  музыка гения вне времени и перемен. О сценическом  же воплощении оперы, судить зрителю.

Фото автора.

Фрагменты оперы «Алеко»

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s