ОБОШЛИСЬ БЕЗ СЕНОКОСА, КВАСА И УСТРИЦ

«Сережа» по мотивам романа «Анна Каренина» — совсем другая история Дм. Крымова в МХТ им. А. П. Чехова

DSC03998

«Это не инсценировка и никакая не иллюстрация романа Толстого «Анна Каренина». Я не такой дурак, чтобы затеять такую безнадежную историю, — сказал после пресс-показа накануне премьеры своего спектакля «Сережа» в МХТ им. А.П. Чехова режиссер Дмитрий Крымов. — Это моя пьеса, моя история. Это не «Анна Каренина» — это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам. мадам Жужу

Там нет ни Левина, ни Кити, ни Стивы Облонского, нет сенокоса, кваса и потной рубахи, нет аппетитных стерлядей и устриц в ресторане и нет потрясающей сцены, когда Каренин пришел к адвокату и, может быть, впервые испытал унижение. Нет сцены скачек, падения Вронского и смерти Фру-Фру, да и паровозика, в общем-то, тоже нет… разве что игрушечный, маленький.

DSC03915

Одним словом, это все будет похоже на Толстого, но меньше, короче. Как бы фрагмент. А Сережа — это сын Анны Аркадьевны Карениной, мальчик, тоже восьми лет, который и стоит в центре этого «Солнечного удара», когда все смешалось, не только в доме Облонских, но и вообще. Там много чего нет – замечательного и менее замечательного. Мне, когда я читал роман, не все понравилось. Но это не зависит от того – понравилось — не понравилось – это DSC04016просто другая история». Постановки Дмитрия Крымова – всегда необычный, непредсказуемый разговор со зрителем. «Для кого Вы ставите спектакли: скорее, для себя или для зрителя?» — «Это – мой разговор с Богом, но в присутствии публики», — ответил режиссер. Сказать, что спектакль интересный, оригинальный, требующий от зрителя не только следить за сюжетом, но и пытаться  размышлять вместе с его героями  – почти ничего не сказать. Каждая сцена здесь — философские притчи, ответы на которые пытаются найти герои.

DSC04071

Недаром, в конце спектакля звучат вопросы, на которые, как говорит режиссер, нет ответов. «Описать жизнь и не скрывать своей растерянности перед ней – великие писатели  так и делали, и Анна Каренина не имеет никаких ответов, — говорит режиссер Дмитрий Крымов, — Ничто великое не имеет ответа. Библия имеет ответ? Тоже нет. Не скрывание своей растерянности – это огромное понимание жизни, огромный плюс, если у тебя есть смелость не скрывать этого».

DSC03883

Этот сложный философский посыл надо суметь донести до зрителя. На сцене — фейерверк эмоций, художественных находок, благодаря таланту постановщика и актеров. Анна Каренина в исполнении Марии Смольниковой, — (талисман крымовских спектаклей), — предстает не хрестоматийной эмоционально неуравновешенной толстовской любовницей Вронского и неверной женой, а женщиной по имени Анна  на все времена со своим восприятием мира.

DSC04002

«Столько бури внутри, она не успевает разобраться и упускает, конечно, сына своего, — рассказывает актриса. — Анна понимает это, мучается, страдает, но она сделала выбор. Она не знает, что с сыном и как сложилась его судьба, и только потом узнает, что его уже нет в живых, что его убили. У каждого наступает такой момент, когда что-то ломается, и человек начинает разбираться в себе. Это не просто, порой, очень больно, но такова жизнь — непредсказуемая и непостижимая».

DSC04066

Анна Каренина принадлежит себе, своему восприятию жизни. Мужу она радостно сообщает, как она его ненавидит, Вронского упрекает в непонимании её чувств, сын для неё – та самая кукла, с которой вполне справятся слуги.

DSC03943

«Почему сын Анны – Сережа в спектакле кукла? В этом есть что-то мистическое – это намного сильнее даже, чем живой человек», — объясняет режиссер.  Анна хочет жить «на всю катушку», настолько захлестывают её ураган жизни, и никто не в силах ей это запретить. Она запросто перемещается во времени и не находит в том ничего удивительного – ведь Анны всегда были и будут. Но сколько вопросов у неё к жизни, на которые она вряд ли отыщет ответ: «35-й вопрос: А почему всё именно так, а не иначе? 36: Именно так? 37: А не иначе?

DSC03945

 

…Я не виновата, что Бог меня создал такой, что мне нужно любить и жить. Я горда! Да, я безнравственная женщина!»  Скорее, этот спектакль можно было бы назвать «Анна», насколько всё внимание сосредоточено на судьбе именно этой героини –  Анны на все века. Остальные – Вронские, Каренины, Сережи, поезда, наряды, светские рауты – сопутствующее ей приложение. Каренин в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Белого тот самый муж, который может жить в любое время, в любой семье – его ревность доходит почти до патологического припадка, но понять, почему жена его так ненавидит, у него так и не получается.

DSC04001

«Мы прошли по тонкой грани, чтобы не скатиться в игру в современность и сделать Каренина олигархом или депутатом Госдумы, — рассказал после пресс-показа заслуженный артист России Анатолий Белый. —  Мы решили остаться в этом характере, но найти и открыть в нем что-то новое. Мы рассказываем истории людей, которых наматывает на паровоз. Они все намотаны, и сами этого не подозревают». Понятно, почему образ Сережи кукла — символ отчаяния, которой можно манипулировать и  которая вообще-то никому не нужна в этом мире.

DSC04077

Спектакль по мотивам…  Это дает свободу выбора художнику представить действо на свой лад, тем более такому как Крымов, фантазии которого непредсказуемы и фееричны.  Мотивы романов Льва Толстого «Анна Каренина», Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и специально написанного для спектакля текста Льва Рубинштейна «Вопросы» переплетены органично, представляя оригинальную крымовскую версию. Один из главных героев спектакля – музыка, которую режиссер подбирал вместе с композитором Кузьмой Бодровым. Пластический образ спектакля создавал хореограф Олег Глушков. Художник спектакля – Мария Трегубова – вечный придумщик и новатор.

DSC04040

«И, конечно, моими соавторами были актеры, занятые в спектакле, большинство из которых — мхатовские артисты, — сказал Дмитрий Крымов. —  Мне было с ними интересно и приятно работать. У них есть душа, дисциплинированность, натренированность и азарт в работе. Я с радостью шел на репетиции и уходил не разочарованный, мы вместе создавали спектакль».

DSC04036

«Вся ткань спектакля, все, что увидит зритель, — это все соавторство, совместное сочинительство, — подтверждает слова режиссера  Анатолий Белый. —  Каждый день на каждой репетиции мы сочиняли что-то новое. И Дмитрий Анатольевич всегда приветствовал нашу инициативу и с радостью принимал то, что казалось удачным. Для меня эта встреча с настоящим большим художником Дмитрием Крымовым — огромное событие».

DSC03951

Так о чем же, все-таки, спектакль «Сережа»? О судьбе Анны Карениной, её сыне Сереже, нравах и обычаях общества или это вечные житейские история вне времени и пространства?Дмитрий Крымов считает, что это история людей, которых жизнь может просто переехать, как поезд. Не тот ли, под который бросается Анна Каренина? В спектакле Дмитрия Крымова «Сережа» в МХТ им. А.П. Чехова этот поезд, хоть и игрушечный, но несется на всех парах, снося головы.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Сережа»

«OPUS №7» Дмитрия Крымова

«Тарарабумбия»  реж. Дмитрий Крымов

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s