«РОДИНА»: ГЛЯДЯ С ПИРАМИДЫ ВРЕМЕН

русая коса, ведра с землей и два Сталина в спектакле Центра им. Вс. Мейерхольда

DSC04358

Здесь нет привычного фойе с зеркалами и портьерами, резных кресел, обитых бархатом, лакового паркета и манящего буфета, капельдинеров с красочными программками, дам в вечерних туалетах и кавалеров в смокингах. Здесь нет даже стульев – они свалены где-то на задворках по пути в зрительный зал, где сцены тоже нет… Вместо нее в центре — огромная пирамида из кресел для зрителей.мадам Жужу

Среди  развешанных на стенах портретов театральных деятелей — Всеволод Мейерхольд, внимательно наблюдающий за происходящим. По пути в зрительный зал в тягостной полутьме натыкаешься на железные ведра с землей. На голых кирпичных стенах зрительного зала — плакаты-листовки с изречениями о дне сегодняшнем.

DSC04357

На вершине пирамиды — огромная русая коса и прожектора, которые высвечивают пространство, где будет происходить действо. Свет прожекторов пронзает и тебя, словно хочет что-то высветить в каждом. На пирамиде уместятся все — кто на вершине, кто у подножья, главное — разобраться в том, что происходит на «Родине». В другом Новом театре — театральном Центре им. Вс. Мейерхольда дают спектакль-документ, где факты бьют наотмашь. Судьбы действующих лиц спектакля Андрея Стадникова «Родина» — крупных политических деятелей прошлого века, кратко описаны в программке.

DSC04395

«Карл Бернгардович Радек  (Алиса Дмитриева) – псевдоним Radek в честь популярного персонажа австрийской юмористической печати, имя при рождении Карл Собельсон) – журналист, член РСДРП с 1903 г., деятель международного коммунистического движения. В 1927 г. исключен из партии как участник  троцкистской  оппозиции. В 1937 г. приговорен к  10 годам лишения свободы. В 1939 г. убит в тюрьме. Лев Давидович Троцкий (имя при рождении Лейба Давидович Бронштейн, псевдонимы Перо, Антид Ото, Лев Седов и др.). В партии с 1917 г., журналист, литератор, один из организаторов Октябрьской революции, создатель Красной Армии. В 1929 г. выслан за пределы СССР. В 1940 г. в Мексике убит агентом НКВД.Феликс Эдмундович Дзержинский (Аскар Нигамедзянов) — (прозвище Железный Феликс, подпольные псевдонимы Яцек, Якуб, Переплетчик, Астроном). В юности организовал  Социал-демократическую партию Польши и Литвы, которая в 1903 г. примкнула к РСДРП, с 1917 г. председатель ВЧК, с 1922 г. – ГПУ и нарком внутренних дел, с 1924 г. председатель ВСНХ СССР. Умер 20 июля 1926 г. от сердечного приступа. Такие справки-документы о Сталине, Менжинском, Иоффе, Орджоникидзе, Молотове, Бухарине, Зиновьеве, Томском – действующих лицах второго отделения, из речей и стенограмм заседаний которых сидящие на многоярусной пирамиде узнают многое.

DSC04369

В полутемном зале вокруг пирамиды из стульев  ходят актеры, рассказывая о событиях внутрипартийной борьбы нашей страны: звучат стенограммы заседаний Политбюро ЦК ВКП(б), пленумов ЦК и ЦКК, съездов  ВКП(б). Казалось бы, кому, кроме узких специалистов, могут быть интересны исторические документы  прошлого? Для тех, кто пришел в театр не за развлечением, а поразмыслить над происходящим в прошлом и настоящем, исторические документы предстанут красноречивым откровением, тем более, что в них параллели с днем сегодняшним. Оно во всей красе предстает на «Родине», когда в полутемном зале звучит стенограмма заседания Российского футбольного союза 2014 года, опубликованная в «Новой газете» 11 августа 2014 г. под заголовком «Президента оставляем на бруствере… (Как присоединяли к России футбол полуострова Крым)». В стенограмме речь не столько даже о спорте, как об интригах нынешних власть имущих в конкретных исторических обстоятельствах.

DSC04363

Действующие лица: Президент Российского Футбольного Союза Николай Толстых (Аскар Нигамедзянов), Президент и совладелец футбольного клуба ЦСКА Евгений Гинер (Анастасия Великородная), экс-председатель счетной палаты РФ Сергей Степашин (Анастасия Пронина), Президент ОФО «РЖД» Владимир Якунин (Марина Васильева) и другие не менее значимые современные функционеры от политики. С ура-патриотических позиций они, вполне перекликаясь с персонажами века минувшего, решают свои вопросы. Чтобы остаться у руля, не попасть впросак — не подставить страну под санкции, не остаться без чемпионата мира, а, следовательно, не попасть в немилость к президенту, надо вовремя «порешать вопросы». Политика, деньги, интриги – вечная схема власти: «высшая каста — бизнес-элита — массы».

DSC04380

Народ, в сегодняшнем понятии — электорат, — полсотни блондинок-перформеров под перепалки стенограммы власть имущих и аудиозаписи расшифровки телефонного разговора бывшего мэра города Бердска Ильи Потапова и бизнесмена Виктора Голубева (по материалам Следственно отдела г. Бердска) беззвучно бродят вокруг мистической пирамиды. Немые свидетели происходящего, эти действующие лица безлики, без имен и фамилий, в одинаковых одеждах, с одинаковыми движениями, наверняка, мыслями и стремлениями. Эти серые, а на «Родине» они и вовсе все в черном, массы, тщетно пытаются разобраться в нынешнем времени и в событиях столетней давности, но как одурманенные продолжают плыть по течению, заданном Кем-то.

DSC04373

Вожди и народ — всегда по разные стороны баррикад, как не внушай, что одни живут ради других. Эти безликие массы марширует под музыку Дм. Власика, время от времени меняя темп движения, иногда ускоряя шаг, в зависимости от того, что происходит в это время на «Родине». За футбольными разборками слышны фрагменты повести Пушкина «История Пугачева», романа Э. Л. Войнич «Овод», сценария к фильму «Матрица». Люди в черном из безликой массы постепенно выстраиваются в стройные шеренги, военные каре, порой, среди шагающих раздаются одиночные хлопки, призывая их услышать.

DSC04389

Но вот они раскачиваются и падают наземь. Их лица на первый взгляд схожи, но в этих черных шеренгах с каждым шагом растет пробуждение непокорных. В колоннах зазвучит «Интернационал»… Эти действующие лица едва ли не главные герои «Родины». Каждое их шествие у подножья пирамиды власти разрушает иллюзию силы тоталитаризма, но история, увы, это опровергает. Об этом вполне свидетельствует «Родина» во втором акте спектакля — о внутрипартийной борьбе в ВКП(б): последних годах жизни Ленина во фрагментах пьесы Фолькера Брауна «Смерть Ленина», отрывках автобиографии Льва Троцкого «Моя жизнь», стенограммах заседаний Политбюро. Почти детективный сюжет о последних годах жизни Ленина, его завещания, противоречивой фигуры Троцкого (Аскар Нигамедзянов), вокруг которого в основном разыгрывается сюжет, отравлении Менжинского, самоубийства революционера и советского дипломата Адольфа Иоффе (Яна Енжаева) в 1927 году и его предсмертного письма Троцкому, которое похищают сталинские агенты. Черная масса перформеров по случаю траура по Ленину бродят с черными флагами, откуда-то доносится пахмутовский  «И вновь продолжается бой»…

DSC04370

Сталин на «Родине» предстает в двух лицах (Сергей Купчиев и Максим Солопов), видимо, чтобы лучше разглядеть и услышать вождя. По другой версии – вождь был не так уникален, как его представляли народу. Вожди произносят знаменитый сталинский тост «За русский народ!» Раздаются аплодисменты – хлопают все — актеры, масса перформеров, зрители. Взаимные приветствия звучат  саркастически. Спектакль сложный, созданный по документам, выстроенный в жанре детектива сегодняшнего и вековой давности. Это не только интересно, познавательно, но и оправдано, чем разыгрывать по ролям каждый персонаж. Действие разворачивается хронологически четко, строго, без излишних эмоций, не навязывая зрителю авторских выводов. Такая документальная сценическая версия может показаться не столь эмоциональной, как в традиционном театре. Однако, форма подачи столь сложного исторического материала вполне  оправдана,  предоставляя зрителю свободу осмысления событий.

DSC04374

Перекличка времен – века нынешнего и минувшего старательно выстраивает параллели «вождь-народ», «власть-рабство», «пирамида-мавзолей». Документы, впрочем, внутрипартийной борьбы ленинско-сталинских времен и «крымнашинских» футбольных интриг неравнозначны. Потому второе действие «Родины» воспринимается насыщеннее, интригующе и полноценнее. Понятно, распри вокруг подготовки чемпионата мира по футболу-2018 лишь повод для обличения власть имущих. Борьба же и накал страстей за власть в стране большевиков и разборки-дрязги по футболу-2018 вряд ли сопоставимы. Идея же «Родины» и её воплощение вокруг зрительской пирамиды в театральном Центре им. Вс. Мейерхольда оригинальна и плодотворна. В эти дни с 1 по 8 ноября в ЦИМе продолжается фестиваль «Родина авангарда», где молодые режиссеры, покажут свои спектакли о русском авангарде и его времени. Посмотрим!

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Родина» на фестивале «Родина авангарда» в Центре им. Вс. Мейерхольда

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s