ВЫСШАЯ МЕРА

приговор приведен к исполнению на сцене Центра им.Вс. Мейерхольда

DSC04422

Яркий свет прожекторов пронзает сцену, где люди в черном играют Брехта. Спектакль-плакат, вызов, призыв к борьбе за права человека. Создатель эпического театра проповедует высокие идеалы — веру в человека-созидателя, борьбу за справедливость, никогда при этом, не расставляя точки над i,  призывает зрителя к самоанализу.мадам Жужу

Его пьесы современны и своевременны, несмотря на иллюзии о светлом будущем человечества, потому, что люди хотят верить в мечту.

DSC04423

Премьера камерной версии кантаты «Die Maßnahme» Ханса Эйслера по пьесе Бертольта Брехта «Мероприятие» —  (в авторизованном переводе авангардиста Сергея Третьякова она называется «Высшая мера») — в постановке немецкого режиссера Фабиане Кемманн состоялась в театральном Центре им. Вс. Мейерхольда на фестивале «Родина авангарда». У этой пьесы непростая история. Её премьера состоялась в 1930-м году  и её запретили нацисты, а затем… и сам Брехт из-за незаслуженных обвинений в его адрес в агитационной пропаганде сталинизма. Только в 1998-м году к 100-летию автора она снова появляется на сцене.

DSC04436

На сцене в центре зала — красные агитаторы, которые отправляются поддержать революционное коммунистическое движение в Китае. Один из пятерых – самый молодой, решил отказаться от задания партии, подвергнув всю группу опасности. Тогда, с согласия самого отступника, большинство вынесло решение его убить и бросить тело в известняк. Правда, борьба за общее дело должны восторжествовать. Группа агитаторов избавилась от предателя общих идеалов, очистив свои ряды от изменника.

DSC04430

Приговор ему выносит огромный хор еще до начала самого процесса. «Высшая мера», как описывает ее Сергей Третьяков в книге «Люди одного костра», «построена как суд, где действующие лица отчитываются и оправдываются в вынужденном убийстве товарища, а контрольная инстанция (хор), представляющая одновременно и зрителей, резюмирует происходящее и формулирует решение». Из программки спектакля: «Все вместе – артисты, музыканты, публика, певцы — приобретают «опыт освоения решительного образа действий с помощью учебной пьесы». Сообща мы рассматриваем ситуацию: в стране царит несправедливость и зреет революция. Как следует поступать подлинным революционерам? Нужно ли спасать одного страждущего или всех угнетенных? Что нужно дать угнетенным – хлеб или винтовки? А может быть, нужно дать им марксистское знание? Если цель – блага и велика, если цель – изменить жизнь, действительно ли она оправдывает средства?» Актеры общаются к зрителям как к участникам происходящего на сцене – задают вопросы, ждут ответа на сложные, порой, неразрешимые вопросы. Брехт назвал разработанную в пьесе модель взаимодействия со зрителем «формой театра будущего», а жанр определил как «дидактическую песню». В театре отчуждения Брехта на сцене нет самого события, а представляется рассказ о нем. Зрители наблюдают за происходящим на сцене и вместе с актерами анализируют события.

DSC04417

Брехт – писатель-романтик, идеалист верил в то, что мир социального неравенства можно изменить. Сегодня его вера в коммунизм, светлое будущее человечества находит своих сторонников во многих странах. «Тот, кто борется за коммунизм, должен уметь вести борьбу и прекращать её, уметь говорить правду и умалчивать о ней…  Не сворачивать с опасного пути и избегать риска, быть известным и держаться в тени», — писал Брехт. Герои постановки «Высшая мера» во имя идеи построения коммунизма идут на убийство своего товарища, который предал их идеалы, оправдывая этим свои цели. Многоголосый хор судей выносит суровый приговор, который зрители вправе поддержать или нет.

DSC04411

Высшая мера наказания — убийство товарища, оправдана ли она во имя идеалов революционной борьбы? – вопрос писателя и создателей спектакля. Зрители — свидетели исполнения сурового приговора. Согласны ли они с этим или вынесут свое оправдание? В первом российском исполнении «Высшей меры» на фестивале «Родина авангарда» в ЦИМе участвовали актеры Маргарита Брайткрайц, Филипп Гуревич, Яна Гладких, Анастасия Лебедева, Екатерина Мигицко, Павел Ворожцов и Федор Левин, музыкальный руководитель Петр Айду, главный хормейстер Андрей Котов. Спектакль создавался при поддержке Фонда Розы Люксембург и Гёте-Института в Москве.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Высшая мера» на фестивале «Родина авангарда»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s