АНЖЕЛИКА И «ИДИОТ»

танцевальная версия романа в Вахтанговском

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

«В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу…  Из пассажиров были и возвращавшиеся из-за границы… В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира — оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно замечательными физиономиями и оба пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор…

мадам Жужу

— А позвольте, с кем имею честь… — обратился вдруг угреватый господин к белокурому молодому человеку с узелком. — Князь Лев Николаевич Мышкин, — отвечал тот с полною и немедленною готовностью».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вы, конечно, узнали роман Достоевского «Идиот». Каких только постановок и экранизаций за свою полутора вековую историю не пережил этот знаменитый роман, и каждый раз это становилось открытием. Вспомнить хотя бы великолепный фильм Ивана Пырьева с блистательными Юрием Яковлевым и Юлией Борисовой в главных ролях! Меняются времена, взгляды, приходят новые актеры, режиссеры, и вновь бессмертное произведение притягивает к себе новых художников.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На сцене Вахтанговского сегодня — хореографический спектакль по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот» в постановке режиссера-хореографа Анжелики Холиной на музыку Гии Канчели. Версия XXI века. Когда-то, почти сорок лет назад на этой же сцене шел знаменитый «Идиот» с Вячеславом Шалевичем в роли Парфёна Рогожина и Людмилы Максаковой – исполнительницы роли Настасьи Филипповны. Совпадение? Вряд ли. Такой же аншлаг, то же замирание зала, те же раздумья после спектакля. Когда на сцене главный герой – Достоевский, успех спектаклю обеспечен, правда, с небольшой оговоркой: если на постановку отважился талант, способный расшифровать классика.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

… На сцене тот самый поезд, набитый пассажирами. «… Все, как водится, устали, у всех отяжелели за ночь глаза, все назяблись, все лица были бледно-желтые, под цвет тумана». Театр танца Анжелики Холиной предлагает свою версию романа Достоевского «Идиот» на сцене Вахтанговского театра, рассказанную языком музыки, хореографических фантазий. Петербургский свет, история князя Мышкина, Парфёна Рогожина, семейства Епанчиных, Настасьи Филипповны — будто перечитываешь роман, но следишь не за сюжетом, который давно уже стал хрестоматийным, а за эмоциями,  душевными переживаниями героев. У каждого – своя яркая партия, которая исполняется на обнаженном нерве.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Князь Мышкин в исполнении Донатаса Швиренаса – трогательный, доверчивый, легкоранимый, отвергнутый высшим светом, он тщетно пытается найти правду в чувствах и поступках окружающих, которые именно за это с легкостью записывают его в идиоты. В этом жестоком мире ему нет места также как и Настасье Филипповне (Беата Молите), участь которой предсказуема и трагична. Актриса так смогла воплотить этот пронзительный образ в танце, что иная драматическая исполнительница могла бы поспорить с ней в его проникновенности. Солистка балета Клайпедского музыкального театра Беата Молите хорошо известна литовскому зрителю по многим ролям в других спектаклях Анжелики Холиной. «У меня и у моей героини было сложное детство. И еще нас объединяет желание, чтобы нас ценили и не за то, как мы выглядим, а за то, какие мы!» — говорит актриса.

DSC04463

Парфён Рогожин (Рокас Спалинскас) — солист Клайпедского музыкального театра, певец предстает со всей своей лихой страстью, бросая к ногам возлюбленной пачки денег. Аглая (Аудроне Дирсите) – единственная, кто несет в себе воплощение света и надежды князя Мышкина. Трагедия любви, рока, безысходности, гонений света разыгрывается на глазах, а музыка Гии Канчели, Сэмюэла Барбера, Михаила Глинки, Софии Губайдуллиной, исполненная на языке хореографии, поражает своими эмоциям и переживаниями. Музыка, сценография (Мариус Яцовскис), костюмы Ольги Филатовой  – такие же главные действующие лица, как и сами герои спектакля.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Роман «Идиот» будто бы ждал того часа, когда появится на сцене в этих красках, музыкальных образах, пластике. Кто-то, быть может, усомнится: «Князь Мышкин и… на пуантах?» Но балетные па здесь не ключ к постановке, а талантливое воплощение романа тем более, с ремаркой: «по мотивам». Кстати, Анжелика Холина к классике обращается не впервые: «Медея», «Кармен», «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Анна Каренина» и другие не менее известные произведения предстают на сцене её Театра танца.  Почему сегодня на сцене именно Достоевский?  «Жизнь Достоевского и его произведения говорят о полной отдачи тому, во что веришь всей глубиной сердца, а кроме того рождают множество вопросов, актуальных и по сей день,- говорит Анжелика. — Попробую использовать язык танца и надеюсь, что это произведение заговорит еще более актуально!»

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Далеко не каждый Мастер отважится взяться за постановку Достоевского, да еще на языке танца. Но когда за воплощение произведения классика на сцене берется творческий коллектив профессионалов и, к тому же, почитатели таланта писателя, спектакль смотрится на одном дыхании. «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» — писал  Федор Достоевский.

Фото: пресс-службы Театра танца Анжелики Холиной

Фрагменты спектакля «Идиот»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s