«С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ…»

«И это все из-за чужого вицмундира!» — не сомневается герой спектакля Современного Театра Антрепризы

DSC05238

«Ах, водевиль, водевиль, водевиль, Музыка, песни, интриги и танцы…» Кто не помнит эту песенку из фильма «Ах, водевиль, водевиль…» ? Сегодня водевиль, правда, не в моде, а когда-то комедийные пьесы с песенками-куплетами и танцами не сходили со сцены, покоряя зрителей своей легкостью, живостью и весельем. мадам Жужу

Во Франции в XVII веке появились небольшие театральные пьески  с песенками — отсюда и пошел «водевиль». Вскоре он стал завоевывать Европу.

DSC05261

Пришел он и на российскую сцену, увлекая зрителей своим незатейливым сюжетом, шутками-прибаутками, куплетами и танцами. Словом, такая облегченная оперетка не давала скучать публике, а знаменитые авторы водевилей слыли признанными знаменитостями, восхищая сердца любителей этого жанра. Однако, Белинский о русских водевилях писал: «Во-первых, они в основном, суть переделки французских водевилей, следовательно, куплеты, остроты, смешные положения, завязка и развязка — все готово, умейте только воспользоваться.

DSC05221

И что же выходит? Эта лёгкость, естественность,  живость, которые невольно увлекали и тешили наше воображение во французском водевиле, эта острота, эти милые глупости, это кокетство таланта, эта игра ума, эти гримасы фантазии, словом, все это исчезает в русской копии, а остаётся одна тяжеловатость, неловкость, неестественность, натянутость, два-три каламбура, два-три экивока, и больше ничего». Но увлечение русским водевилем продолжалось. Люди шли в театр отдыхать, веселиться и забывать о всех своих невзгодах.

DSC05217

Только  в октябре 1840-го в петербургской  «Александринке» почти в каждом из 25 спектаклей были включены один-два водевиля, к тому же в репертуаре были еще десять водевилей. Вскоре, правда, водевиль уступил место оперетте. Но не прошло почти и двух столетий, как развеселый незатейливый водевиль возвращается на сцену. Публика вновь раскупает билеты, аплодирует любимым актерам.  …Петербург конца XIX века.«Порядочная комната, но в которой все в беспорядке: комод с выдвинутыми ящиками, стол с разбросанными бумагами, в середине общий выход, справа другие двери с наружным замком.

DSC05259

Фекла (Мария Аронова) — кухарка Разгильдяева, метет комнату». Действие разворачивается, как и должно в водевиле. Осип Осипович Разгильдяев – молодой, крайне рассеянный господин. Он все время что-то забывает, путает, теряет…  Однажды, по своему обыкновению, будучи в рассеянном состоянии, он перепутал свой мундир с чужим… Что было дальше зритель увидит в спектакле «С кем поведешься …» Современного Театра Антрепризы в постановке режиссера Романа Самгина, который хорошо известен своими комедийными постановками,  ученика худрука «Ленкома» Марка Захарова. Конечно, будет здесь любовь, интриги, танцы,  песни и даже запертый шкаф, куда спрячется…

DSC05235

Эту удивительную историю сыграют Мария Аронова, Алексей Маклаков, Владимир Фекленко, Елена Захарова, Олег Комаров/ Борис Покровский, Владислав Гандрабура/ Александр Бобров/ Сергей Лавыгин. Зал ЦДКЖ на премьере был полон – ведь на сцене два водевиля — «Вицмундир» и «Азъ и Ферт», а в главной роли – Феклы — сама Мария Аронова! А это, что говорится, беспроигрышный вариант и для зрителей, и для режиссера. Каждый её выход, реплика, диалоги – виртуозная актерская работа. И, хотя содержание пьесы по закону жанра водевиля весьма облегченное, Народная артистка России Мария Аронова в роли Феклы создает незабываемый яркий образ.

DSC05255

По сути, публика идет «на Аронову». «Экой человечек какой!.. – говорит Фекла о Разгильдяеве. — Вечно все разбросано да раскидано, ни одной штуки нет на своем месте; поди вот, прибирай за ним, а после все Фекла виновата: с больной головы да на здоровую! Вот туфли в комоде, а полотенце в сюртуке, фуражка на полу, а сапог на столе… Эвося! Два двугривенных валяются; экой богач, подумаешь! А после кричит, куда деньги девались? Ведь вот другая на моем месте нашла бы, да и припрятала, а там ищи да свищи! Ну, уж барин хуже малого ребенка!»

DSC05262

В одном из интервью на вопрос, нравится ли актрисе быть комедийной актрисой, смешить зрителей, она ответила: «да», пояснив, что людям сегодня это очень нужно. Она совсем не против глубоких  психологических спектаклей, которые переворачивают сознание зрителя, но сегодня очень большое количество людей тяжело живут и людям нужны положительные эмоции. Кстати, в этом спектакле актриса играет вместе со своим сыном Владиславом Гандрабура, который исполняет роль Разгильдяева и всё время сражается с Феклой из-за её нерасторопности и неразумения. Такой театральный дуэт – еще одна находка режиссера.

DSC05244

Когда на сцене появляется Алексей Маклаков в роли экзекутора Григория Сидоровича Мелюзги, зрители встречают его «бурными непрекращающимися аплодисментами». «Азъ и Ферт» — второй водевиль в спектакле «С кем поведешься …» История, на первый взгляд, простая: помещик Мордашов мечтает выгодно пристроить замуж свою дочь и находит ей подходящего жениха — достойного, почтенного, к тому же — своего ровесника.  Чтобы угодить своему зятю Алексею Фурсикову, он отмечает все приданое своей дочери вензелем «А. Ф.» — инициалами своего будущего зятя. Но этого брака жаждет только герой водевиля Мардашов, а жених и невеста совершенно не нравятся друг другу. Дочь завела любовь с бедным художником Антоном Фадеевым и ни в какую не соглашается стать супругой почтенного Фурсикова, да и тот убежал подальше. Чтобы не пропало добро, расчетливый отец начинает поиски жениха с подходящими инициалами «Аз» и «Ферт». Две легкие комедии в жанре водевиля в исполнении известных любимых актеров. А еще говорят — водевиль устарел. По сути, это прекрасное лекарство от многих бед и забот, которых сегодня хватает в нашей жизни. И хотя события в спектакле происходят в Петербурге конца XIX века, мало что изменилось за это время в человеческих отношениях: та же чиновничья непобедимая рать, чинопочитание, низкопоклонство, то же чванство и интриги, те же «маленькие», зависимые от начальства люди. И проблемы у них почти те же – где заработать деньги на жизнь, как выслужиться перед начальством и не попасть впросак, как не прогадать с женитьбой. Словом, водевилю сегодня в России есть, где разгуляться. Сама нынешняя жизнь – разве не водевиль? И не себя ли мы видим со сцены? От этого, наверное, и не очень-то смешно, если разобраться.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «С кем поведешься…»

Видео: Народная артистка России Мария Аронова 1

Видео: Народная артистка России Мария Аронова 2

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s