БРИЖИТ БАРДО, МАРЛЕН ДИТРИХ, ИНГРИД БЕРГМАН

 и другие на XXII фестивале архивного кино «Белые Столбы»

белые столбы 33

Кадр из фильма «Обесчещенная, или Агент Х-27» (1931 г.) режиссер Джозеф фон Штернберг. В роли «Агента X-27» —  Марлен Дитрих.

На этом фестивале нет победителей, побежденных, звездной красной дорожки, демонстрации мод кинодив, армии фоторепортеров и традиционной фестивальной суеты в борьбе за лишний билетик.мадам Жужу

 

Зато на его экране оживают уникальные ленты, история которых вписана в классику мирового кино. Они знакомят зрителей с уникальной коллекцией одного из крупнейших кино архивов в мире — Госфильмофонда России.

dsc06095

В программе XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы», который пройдет с 25 февраля по 2 марта, кроме постоянных рубрик «Реставрации» и «Архивные находки», — уникальные материалы из коллекций Российского государственного архива кинофотодокументов и Шведского киноинститута. На открытии фестиваля зрителей ждет новая реставрация шедевра немого кино «Обломок империи» (1929 г.) режиссёра Фридриха Эрмлера. Действие фильма разворачивается в небольшом населённом пункте во время Гражданской войны. Контуженный унтер-офицер Филимонов (Фёдор Никитин), который во время Первой мировой войны получил контузию, потерял память и сознание собственного «я». Со временем память к нему возвращается, но он оказывается в непонятном ему чуждом мире, о котором ему пока ничего неизвестно и, к тому же, нужно еще найти в нем себя…  Фильм будет демонстрироваться в сопровождении Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением народного артиста республики Кабардино-Балкария Михаила Голикова. Работа над восстановлением ленты длилась более семи лет и стала одним из важнейших международных проектов Госфильмофонда России. Совместная реставрация с музеем кино EYE (Амстердам) и Фестивалем немого кино в Сан-Франциско сделала для зрителя доступным первоначальную версию фильма, все эти годы существовавшую в изрезанном цензурой виде. Оригинальная музыка к ленте была написана одним из ведущих композиторов советского авангарда Владимиром Дешевовым и восстановлена для фестиваля дирижером Михаилом Голиковым. «Пианино и пианисты» — в этой новой рубрике будут представлены работы классиков мирового кино. Фильм режиссера Роберта Вине  — «Руки Орлака» (1924г.), снятый по одноименному роману Мориса Ренара, в СССР шёл с 1927 года под названием «Пляска нервов» («Путь страданий художника»). …Известный французский пианист Поль Орлак (Конрад Фейдт)  в железнодорожной катастрофе теряет руки. Чтобы восстановить музыканта, хирург решает пришить ему руки… только что казнённого преступника. Ничего не подозревающего пианиста во сне и наяву начинает преследовать призрак незнакомца. Когда он узнаёт правду, то начинает ощущать, как чужие руки устанавливают над ним власть и в нём неожиданно просыпаются инстинкты убийцы …  Еще одной лентой этой рубрики станет знаменитая «Обесчещенная, или Агент Х-27» (1931 г.) режиссера Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих в главной роли.  … Мари (Марлен Дитрих) – женщина легкого поведения и в то же время — агент австрийской контрразведки под кодовым именем «Агент Х-27». На ее счету уже несколько успешных операций. Разведчик, как известно, не имеет права на ошибку, но вопреки всему Мари влюбляется в русского разведчика – лейтенанта Крано, завязывается бурный роман. Она не предает любимого, и он избегает военного трибунала. За это «Агента Х-27» приговаривают к расстрелу…  В этом же цикле мы увидим  «Блестящий вальс Шопена» (1936 г.) режиссера Макса Офюльса,

DSC05539

Кадр из фильма «Осенняя соната» (1975 г.), режиссер Ингмар Бергман. В ролях:  Эва — Лив Ульман, Шарлотта — Ингрид Бергман

знаменитую «Осеннюю сонату» (1975 г.) режиссера Ингмара Бергмана  — о взаимном непонимании родных. «…Дочь не может простить мать, мать не может простить дочь», — писал Бергман. Однако, Эва (Лив Ульман) пишет письмо матери (Ингрид Бергман), из которого ясно, что за её гневом и ненавистью скрывается огромная безответная любовь к матери. Самая, пожалуй, эксцентричная картина в программе фестиваля — «Разбойничья симфония» (1936 г.) Фридриха Фейера. Газеты того времени писали, что вряд ли этот композитор, сценарист и режиссер рассчитывал на успех своей ленты у парижской публики, настолько его фильм был не похож на привычное французское кино. Фейер отказался от легких эффектов, сентиментальной интриги,  реалистического сюжета и решил представить на экране свою музыкальную симфонию с помощью кинематографических элементов. История семьи бродячих музыкантов, мальчика, собаки, осла и механического пианино напоминает «Грошевую оперу» Курта Вайля своей магической, сказочной и несколько суровой атмосферой.

DSC05536

Кадр из фильма  «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922 г.) режиссер Николай Маликов.

Мелодрама «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922 г.) режиссера Н. Маликова, снятая в Германии по пьесе Ю. Беляева с выдающимися театральными актерами Ольгой Гзовской и Михаилом Тархановым о бывшей крепостной актрисе. Актриса Петербургского Императорского театра, которую поклонники называют Псишей (душенькой), приезжает в родные края в надежде вызволить из неволи своего возлюбленного — крепостного артиста, танцовщика Ивана Плетня… Немало преград встречает она на своем пути, но, в конце концов, по милости государыни императрицы Екатерины II освобождение приходит — и не только от крепостной неволи, но и от рабской психологии. Кстати, все картины XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы» можно будет посмотреть в программе «Эхо фестиваля» с 10 по 17 марта в московском «Иллюзионе» и с 24 по 28 марта на площадке киностудии «Лендок» в Санкт-Петербурге. Любители кино увидят и один из последних советских немых фильмов «Про обезьянку» (1935 г.), две американские картины, ранее считавшиеся утраченными: остросюжетный фильм «Заплати мне» (1917 г.) с участием звезды немого кино Лона Чейни и экспериментальный фильм Романа Фролиха «Пленник» (1934 г.). В этом году фестиваль открывает еще одну новую рубрику, посвященную выдающемуся архивисту кино, первому худруку фестиваля Владимиру Юрьевичу Дмитриеву. На экране появятся фильмы,  которые он спас от гибели, вернул из забвения, о которых писал. Среди них: «И бог создал женщину» (1956 г.) Роже Вадима и «Истина» (1960 г.) Анри-Жоржа Клузо с Брижит Бардо в главных ролях – секс символом 60-х годов прошлого века. В картине «И бог создал женщину» бывшая воспитанница сиротского приюта Жюльетт живёт у своих опекунов в курортном городке Сен-Тропе и работает в газетной лавке. Из-за  её головокружительной внешности о ней ходят слухи, как о дурно воспитанной, распутной девчонке. Мужчины в округе ухлёстывают за ней, но девственница так ни с кем и не заводит романа. Кого же из мужчин героиня Брижит Бардо выберет себе в спутники жизни?..  В криминальной драме «Истина» у каждого — своя истина.

DSC05537

Кадр из фильма «Истина» (1960 г.) режиссер Анри-Жорж Клузо. Брижит Бардо в роли Доменик.

… Приехавшая из провинции Доменик Марсо быстро утрачивает иллюзии и вскоре опускается на дно жизни. Любви, о которой она  мечтала, не суждено сбыться. В отчаянии и гневе Доменик убивает  отказавшегося от неё возлюбленного и оказывается в тюремной камере. Судьи пытаются установить истину, но как быть, если у каждого она своя?.. Среди реставраций увидим и эпохальную ленту времен «перестройки» — «Облако-рай» (1990 г.) режиссера Николая Досталя. Фильм-притча о безвременье, мечтах и буднях Коли  (Андрей Жигалов) — маленького человека  из глухой провинции, который пытается найти себя в этой жизни, но сталкивается с обыденностью, серостью и непониманием окружающих. Оригинальные негативы картины в России не сохранились, и новая копия печаталась с контратипа.

DSC05540

Кадр из фильма «Облако-рай» (1990 г.), режиссер Николай Досталь. В роли Коли — Андрей Жигалов.

На фестивале фильм представят его создатели – режиссер Николай Досталь, оператор Юрий Невский, актёры Андрей Жигалов, Ирина Розанова и Сергей Баталов. Эта встреча наверняка станет одной из интересных и запоминающихся. Самая масштабная рубрика фестиваля в этом году посвящена фильмам 60-х годов прошлого века – эпохе расцвета советского кино. Авторы картин — легендарные кинематографисты представят в ней свои работы. О картине «Монета» (1962 г.) расскажет режиссёр Владимир Наумов. Фильм «До свидания, мальчики» (1964 г.) представят оператор Леван Пааташвили и исполнитель главной роли Николай Досталь; ленту «Личная жизнь Кузяева Валентина» (1967 г.) – автор сценария Наталья Рязанцева и оператор Борис Тимковский; фильмы «Случай из следственной практики» (1968) – оператор Геннадий Карюк, «Три дня Виктора Чернышёва» (1967 г.) – режиссер Марк Осипьян. Режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин расскажут о своем первом полнометражном фильм «Пядь земли» (1964 г.) и  студенческой работе «Эй, кто-нибудь!» (1962 г.). Особым событием фестиваля станет показ четырёх серий картины «Война и мир» (1965-67 гг.) Сергея Бондарчука с 70-мм плёнки: будет демонстрироваться оригинальная копия 1960-х годов, сохранившаяся в Госфильмофонде. Студенческие работы прошлых лет, курсовые и дипломные фильмы будущих классиков кинематографа будут демонстрироваться на фестивале уже в третий раз. В программе – первые фильмы Георгия Шенгелая, Андрея Смирнова, Андрея Хржановского, режиссёрский дебют Сергея Никоненко, снятый во ВГИКе, диплом классика болгарского кино Ивана Терзиева. Представить свои фильмы приедут оператор Александр Антипенко — «Сегодня – каждый день» (1967 г.), актёр и режиссер Сергей Никоненко  — «Петрухина фамилия» (1971 г.), режиссёр Андрей Хржановский — «Новый знак» (1963), оператор Геннадий Карюк — «Сёстры» (1964 г.)  и «Я – Куба» (1965 г.),  Матушка Ольга, в прошлом – актриса Ольга Гобзева — «Анюта» (1964 г.). Будут показаны венгерская и советская кинохроника 1919-го года, картина Владимира Сидоренко «Экспозиция войны» на основе архивных материалов, посвящённая фронтовым кинооператорам. Словом, XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы» наверняка станет яркой страницей не только в истории Госфильмофонда России, но и отечественного и мирового кинематографа — ведь на его экране – ленты, не только не утратившие своей ценности, но пережившие время и поколения.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s