ТАКОЙ, КАК ВСЕ

Стоит ли быть «как все»? – спрашивают фильмы 60-х

XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы»

DSC05938

Кадр из фильма «Три дня Виктора Чернышева»

Москва середины 60-х. Прошло двадцать лет, как кончилась война. Страна строит социализм — фабрики и заводы рапортуют о перевыполнении плана, партия и комсомол призывают к победам на стройках светлого будущего. Но в реальной жизни всё не так, как раздается с высоких трибун —  каждый наедине со своими проблемами.

мадам Жужу

Попавший в милицию после драки в подворотне Виктор Чернышев — обычный советский парень. Отец погиб на фронте. После школы он пошел токарем на завод. Как сложится его судьба? Кем он станет? Многое зависит не только от времени и обстоятельств, но и от него самого.

DSC05935

Кадр из фильма «Три дня Виктора Чернышева»

«Чернышев Виктор Дмитрич, 1946 год, русский, рабочий, не привлекался, не состоит, нет, нет…  — Ну, что же у тебя всё «нет» да «нет»? А что же «да»? Ты пионером-то был?- ведет допрос участковый. — Был пионером, — отвечает задержанный. — В лагерь ездил? Сколько? — Что сколько, пионером? – переспрашивает Виктор. — Да нет, сколько ездил? — уточняет участковый. — Каждый год, со второго класса посылали. — Общественную работу вел? — Общественную работу? В футбол играл, в самодеятельности. — Ну, что делал в самодеятельности? Артистом был или что? — Стихи читал. — Какие? — Что? Стихи какие? «Как повяжешь галстук, береги его…». Потом, вечер юмора: «Посторонись! Советский рубль идет!» — Ты комсомолец? — Да. — Нагрузки-то у тебя были? — Нет…  Вообще, были: политинформация, металлолом, пионервожатый. — Взыскания были? — Нет, взысканий не было. — Благодарности? Были, так, общие, всем сразу.- Ты сейчас на заводе работаешь? — На заводе работаю.- Токарем? — Токарем. — Нравится?- Ничего…»

DSC05954

Кадр из фильма «Три дня Виктора Чернышева»

Этот черно-белый фильм вышел на экраны в1968 году почти случайно. Высокий комсомольский начальник посмотрел картину до середины, когда главный герой на поле боя бросается в атаку на фашистский танк, и уверенно сказал: «Наш парень!» Но парень оказался не тем, за кого принял его чиновник. В те годы такие картины благополучно ложились «на полку» и пылились там десятилетиями. Некоторым фильмам, правда, везло — несмотря на бдительный глаз киношного начальства, они, вопреки всему, появлялись на экране. В 1968 году ленту  Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева» с Геннадием Корольковым в главной роли посмотрели 11 миллионов зрителей. Эту картину часто называли ответом на фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». В отличие от мечтателей и правдоискателей-«шестидесятников» начала 60-х, герои этого фильма особо ни к чему не стремятся.

DSC05950

Кадр из фильма «Три дня Виктора Чернышева»

Они подпирают стены во дворах, собираются в подворотнях и убивают время от скуки. Бегут от той лжи, что несется из репродукторов, телевизора, газет, на комсомольских и профсоюзных собраниях, где обсуждают провинившихся, решают, кто поедет «на картошку», кто примет участие в соревнованиях, кому идти на похороны… Дома их ждет та же скука и телевизор с репортажами об успехах советских тружеников. Зато во дворе их настоящая жизнь. Друзья Виктора не пьют, не воруют, работают и даже учатся.

DSC05951

Кадр из фильма «Три дня Виктора Чернышева»

Особых интересов, правда, у них нет, если только в киношку сходить да в кафе. На работе гонят план. «Что-то ты Виктор, разболтался, — говорит Виктору мастер. — Работай, давай, работай! — Я работаю, Иван Петрович. —   План гони!  —  Я  гоню, гоню, — соглашается Виктор. — Давай, давай! — подбадривает его мастер. — Даю, даю. Понимаю, десять классов кончили…» Когда друг Виктора Антон (Лев Прыгунов) узнает, что тот с друзьями попал в милицию, с ухмылкой спрашивает: «Ну, что же вы не превратили милицию в трибуну? Выступили бы о проблемах молодежи. Вы что, не в настроении? Так начните жизнь сначала — сходите в библиотеку…»  «Куда пойдем-то? – спрашивает Виктор ребят. — В пивную идите, — советует Антон. — Скиньтесь и думать не надо будет». Такое игровое кино — почти хроника середины шестидесятых. Все кадры, игра актеров, диалоги, натурные съемки, интерьеры — свидетельство безвременья.  «Что вы от меня все хотите? – огрызается Виктор на поучения Петра (Валерий Беляков). — Что я ворую, пью? Не работаю? Ну чем я хуже других? Чем?» Действительно, он такой же, как все — не хуже и не лучше других послевоенного поколения безотцовщины. Они живут, словно в заторможенном мире — думать не надо, за них уже всё придумали, остается исполнять — по приказу, принудиловке, не задумываясь, зачем, почему и для чего? Жизнь без идеалов становится бессмысленной. На все упреки окружающих Виктор отвечает, что он «как все» — не хуже и не лучше других, поэтому — какой с него спрос?

DSC05937

Кадр из фильма «Три дня Виктора Чернышева»

Однако в блистательном исполнении Геннадия Королькова,  особенно в последних кадрах картины, его герой задумывается: стоит ли быть таким «как все?» Тратить жизнь на то, чтобы потеряться в серой массе таких же безликих?  «Ты вообще-то, мечтаешь о чем-нибудь? — спрашивал его участковый в тот злополучный вечер.  Мечтаю. — О чем? — О хорошем. — Да, короткая биография, — Чо? — Короткая биография, говорю. Школу кончил, а головы своей на плечах нет. — Почему нет? Есть. — Ну, в общем, смотри, малый, тебе жить дальше». Будто и не прошло полвека с тех пор как фильм «Три дня Виктора Чернышева» вышел на экраны. Многие проблемы того времени и сегодня актуальны — кем быть, каким быть и стоит ли быть «как все»? Снимала картину команда талантливых кинематографистов — режиссер Марк Осепьян, кинодраматург Евгений Григорьев по сценарию «Простые парни», оператор Михаил Якович, композитор Алексей Рыбников. Роли исполняли молодые актеры — Геннадий Корольков, Василий Шукшин, Геннадий Сайфулин, Лев Прыгунов, Ольга Гобзева, Валентина Теличкина, Валентина Владимирова и другие.

До свиданья, мальчики!

Кадр из фильма «До свидания, мальчики», режиссер Михаил Калик

На XXII фестивале архивного кино «Белые Столбы»: показали знаковые фильмы под рубрикой «Шестидесятые» — «полочные», восстановленные, отреставрированные Госфильмофондом России: «Война и мир» С. Бондарчука, «Монета» А. Алова и В. Наумова, «Случай из следственной практики» Л. Аграновича, «Пядь земли» и «Эй, кто-нибудь!» А. Смирнова и Б. Яшина, «Каменный гость» В. Гориккера, «До свидания, мальчики» М. Калика, «Три дня Виктора Чернышева» М. Осепьяна, «Личная жизнь Кузяева Валентина» И. Масленникова. Кстати, программу фестиваля «Белые Столбы» можно будет увидеть в рамках «Эха фестиваля» с 10 по 17 марта в московском «Иллюзионе» и с 24 по 28 марта на киностудии «Лендок» в Санкт-Петербурге.

DSC05955

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина», режиссер Игорь Масленников

Еще один фильм-«шестидесятник» — «Личная жизнь Кузяева Валентина» режиссера Игоря Масленникова по сценарию Натальи Рязанцевой, оператора Бориса Тимковского стал щедрым подарком фестиваля. Картину снимали по трем новеллам Наталии Рязанцевой. Режиссер Илья Авербах — новеллу «Папаня», «Аут» и «Кузя и Маргарита» — Игорь Масленников. … На улице телевизионщики снимают сюжет о молодежи. Среди тех, кто оказался возле телебудки, обычный парень, старшеклассник Валентин Кузяев (Виктор Ильичёв).

DSC05965

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина»

«Готовится передача о мыслях современной молодежи, о её раздумьях и так далее, — говорит помощник режиссера. — Вот тут мы вам вопросы врасплох задавали, а потом беседа продолжится на студии. Держите вашу анкету-вопросник. Вы ведете дневник?». Кузя, как его зовут сверстники,  решает завести дневник и записывать в нем всё, что с ним происходит. Он встречается на пригородной станции с «незнакомкой», которая просит его позвонить  «мужским голосом» по телефону-автомату. Знакомится с «папаней» (Георгий Штиль), которого никогда не видел и с кем никак не может поговорить по душам. «Что вы, папаня, всё «это» да «это»…  Слова-сорняки употребляете».

DSC05963

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина»

Расставаясь с сыном в поезде, «папаня», в блистательном исполнении Георгия Штиля, словно извиняясь, говорит: «Поговорить бы… это… А?». Эти сцены гораздо сильнее, чем, если бы отец каялся и просил прощения у сына.
Дома Кузя готовится к телепередаче. «Недавно встретился я со своим родственником, — рассуждает он сам с собой, сидя перед зеркалом. —  Он меня только спросил, как я учусь в школе и слушаюсь ли я свою мать? Больше он мне не задал никаких вопросов. — Вы любите мечтать? – спрашивает он у отражения в зеркале. — По-моему, все любят мечтать, даже старики. — А вам нравится, когда вам задают вопросы? — продолжает он диалог с самим собой. — Смотря, какие вопросы. Редко кто умеет задавать вопросы.

DSC05964

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина»

— Скажите, вы завидуете кому-нибудь? — Да, я завидую тем, у кого есть талант». Потом он отправляется со своим дневником на телепередачу, где, оказалось, его не ждут и даже не закажут пропуск. Отсмотрев уличную съемку, режиссер программы (Юрий Овсянко) решит, что этот парень что-нибудь да «ляпнет, по глазам вижу», и лучше его не приглашать. Но Кузя не хочет верить в то, что его нет в списке приглашенных, и правдами-неправдами проникает в студию на программу «Кем я хочу стать». С собой он, как договаривались, принес свой дневник. Но вместо него в студии на вопросы ведущей отвечает другой — в день съемки он тоже оказался рядом с телебудкой и отвечал как проводит свободное время? «В свободное время мы любим ходить по городу, по историческим местам, любим ездить за город в туристические походы.  —  А с кем вы ходите в походы? — уточняет корреспондент. —  С ребятами из нашего училища».

DSC05967

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина»

«И вот теперь вместе со всеми вами Виталий сегодня здесь в студии, — говорит телеведущая (Ирина Терешенкова). — Скажите, Виталий, у вас определенная цель в жизни? — Да, у меня есть определенная цель. — И вы что-нибудь делаете, чтобы её добиться?- Я учусь в профессионально-техническом училище. — И вам нравится там учиться? — Да, мне нравится. Я получаю профессию слесаря-сборщика. Эта профессия мне очень нравится. Мне один человек сказал, что лучше иметь в руках профессию, а не сидеть просто за партой. Когда я поступал в училище, я очень волновался — боялся ошибиться в выборе профессии. Прошел год, и теперь я могу сказать с уверенностью, что он прошел не напрасно. Я полюбил выбранную профессию. Сейчас мы живем в училище очень дружно. К нам даже из Ярославля приезжали смежники…»

DSC05968

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина»

После выступления надежного представителя советской молодежи Мария Пахоменко с популярным ансамблем «Поющие гитары»  споет оптимистичную песню «Репортер»: «Хочешь миллион?» — «Нет!» — «Хочешь на Луну?» — «Да!» — «Скучно ли тебе? — «Нет!» А Кузяев Валентин, всё еще надеясь, что  ему дадут микрофон, слушал тех, кто дружно подпевал «Поющим гитарам»: «Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог!».

DSC05971

Кадр из фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина»

Он принес с собой  дневник, но телеведущая недоуменно бросила: «Да вы что, с ума сошли?» И, все-таки, ему удалось подморгнуть с экрана  друзьям, собравшимся у телевизора — они ведь ждали его ответы на вопросы о жизни молодежи. Официальная кинокритика тех лет назвала фильм «клеветой на советскую молодежь», Кузю — «карикатурой на современного юношу», а авторов картины заподозрили в попытке «очернить нашу действительность». «У каждого фильма, сделанного всерьез и с душой, судьба долгая и неприятная, — рассказала перед показом картины на фестивале «Белые Столбы» сценарист Наталья Рязанцева. — В свое время я его как-то даже стеснялась, потому что он сделан действительно из учебных работ. Оказалось, насколько прелесть —  артист Витя Ильичев, насколько точное попадание в героя. Игорь Масленников нашел артиста.

DSC05624

XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы»

Витя Ильичев тогда учился в одном из театральных училищ в Питере. Ему было, по-моему, 19 лет,  и он настолько понравился. Сначала Козинцев не разрешал снимать фильм, ругал меня за сценарий, хотя ему понравился рассказ, с которого я это делала. Но у нас были такие ужасные дни, когда все уже готово было, когда уже были выбраны дворы, а он не разрешает, потому что очень много объектов. Смотрите фильм — получите удовольствие. А я его смотрела несколько раз, с тех пор как его возобновили, потому, что он тоже оказался «полочным».  Сначала его принял Ленфильм, потом в «Огоньке» была статья, после чего он лежал «на полке» долго-долго. И я оказалась вообще бабушкой «русской полки». У меня три фильма лежали «на полке». «Личная жизнь Кузяева Валентина» — казалось бы, все видели этот фильм, — рассказал художественный руководитель фестиваля Петр Багров. — Но выясняется, что и видели его не все, а те, кто видел, то не на большом экране и видели давно.

DSC05882

В дни XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы»

«До свиданья мальчики» — казалось бы, картина каноническая. И сами эти фильмы, и кинематографисты, которые приехали сюда и представили эти картины, приняли участие в фестивале. Мы никогда не зовем «звезд» в качестве свадебных генералов. Они приезжают сюда работать — рассказывать о своих картинах, потом их мучают вопросами и это совершенно замечательно. Это в каком-то смысле научный фестиваль».  Фильмы-открытия XXII фестиваля «Белые Столбы» — «Шестидесятые» — одна из уникальных рубрик, которая позволяет увидеть настоящее прошлое нашей страны.  «Полочное» кино как раз об этом и тех, кто был «как все», но вовремя спохватился.

  КАК ВСЕ!

Ты хочешь что-то большее, чем жизнь!

А просишь что-то меньшее, чем смерть…

И, спрятав что-то лучшее в себе,

Ты, наконец, становишься как все…

Стихотворение Е. Куштапиной

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s