«…ЖИВЕШЬ, ДА ТАКАЯ СКВЕРНОСТЬ СТАНОВИТСЯ,

 что уж точно надо жениться», подумывает  Подколесин  в «Школе драматического искусства»

Женитьба

« …Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…»  Кто не помнит этих девичьих раздумий невесты Агафьи Тихоновны из «Женитьбы»  Гоголя? Прошло почти два века, как к купеческой дочери — девице Купердягиной — сватались женихи разных мастей, а гоголевские герои всё также расхаживают по улицам, мадам Жужу

выстраиваются в очередь за чинами, угождая начальству, берут «на лапу», охотятся за богатыми невестами, а те придирчиво перебирают женихов.

DSC05543

Сегодня это «совершенно невероятное событие в двух действиях», как сопроводил в подзаголовке к комедии «Женитьба» Н. Гоголь, свою оригинальную версию, в которой многим невольно пришлось узнать себя, представил в театре «Школа драматического искусства» режиссер Александр Огарев. На сцене — обычная жизнь обычных обывателей позапрошлого, а может, и века нынешнего. Те же стремления, заботы, сомнения, любовь, разочарования. Посреди просторной комнаты с большим окном на тонком матрасе лежит хозяин — надворный советник Подколесин (Игорь Яцко), глубокомысленно рассуждая с самим собой: «Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что, наконец, точно нужно жениться.

DSC05546

Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая, наконец, скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно». Ничто не предвещает здесь никаких нежданных событий — всё по-холостяцки привычно и предрешено. Разве что предстоящая женитьба, о которой с возрастом стал задумываться Иван Кузьмич, сможет разбередить эту холостяцкую берлогу. Неспешно раскуривая трубку, дотошно, вдумчиво и не спеша, расспрашивает он слугу Степана (Николай Гонтар) – ничтожного человека, но сейчас и с ним он согласен переброситься словом о предстоящем сватовстве. От него, понятно, толкового ответа не дождешься, а перед таким мудреным шагом как женитьба мелочей не бывает.

DSC05555

Вечная русская тоска и скука разлита по комнате, не хватает разве что привычного жужжания надоедливых мух и бренчания балалайки за окном. У Ивана Кузьмича свой взгляд на мир, окружающих, положение в обществе, выбор невесты – будущей (страшно сказать!) жены. А вдруг как не сживешься с ней, или какие препятствия начнет чинить, а то и вовсе со свету сживет?.. «А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, — нет, черт побери, это не так легко, как говорят».

DSC05562

Иного Подколесина —   – эдакого душку, любителя свободы рассуждений и самовыражения — в тонком и мастерски созданном образе заслуженным артистом России  Игорем Яцко, трудно себе представить. А ведь сколько Подколесиных на своем веку повидала сцена! Нет смысла пересказывать содержание канонической пьесы Гоголя «Женитьба» — оно в самом названии. Но «совершенно невероятное событие в двух действиях» — внезапное исчезновение жениха из-под венца — случилось на сцене «Школы драматического искусства». Подколесин, собравшись было с духом связать себя узами Гименея,  у Александра Огарева вовсе не выпрыгивает из окна…  «На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего — всё кончено, всё сделано», — рассудил он и…

DSC05602

Что произошло потом, поразило бедняжку невесту — Агафью Тиховновну (Александрина Мерецкая) и всех домочадцев. А ведь у неё был, какой-никакой, а выбор! «Жевакин (Олег Малахов) — не кривляка, не шут: — писал Белинский, – это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир, Анучкин (Анзори Шагидзе) — человек, живущий и бредящий одним — высшим обществом, которого он никогда и во сне не видывал и с которым у него нет ничего общего;

DSC05618

Яичница (экзекутор) (Дмитрий Репин). Это человек грубый, материальный». А теперь в купеческом «каменном доме в Московской части, о двух этажах, уж таком прибыточном, что истинно удовольствие», считай, трагедия. И даже сваха Фёкла Ивановна (Мария Викторова) в черном щегольском  брючном костюме – боевая и без комплексов, — ошарашена. И Кочкарев (Андрей Харенко) – «добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова, — по словам того же Белинского. — Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на «ты».

DSC05564

Горе тому, кто удостоится его дружбы!», —  тоже ошеломлен. «Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью». Но надежда, всё же, остается: может, Подколесин одумается, ведь «точно нужно жениться».  Комедия или трагифарс? Для каждого «Женитьба» Гоголя — своя, где главный герой — правда жизни, а она, как водится, трагикомична. «Женитьбу» впервые поставили в Петербурге в Александринском театре 9 декабря 1842 года. Современники  Гоголя вспоминали, что «комедия оказалась

DSC05590

непонятной актерам, привыкшим к водевилям, мелодрамам, и слишком резко отличалась от обычного репертуара. Они не могли сладить ни с бытовой характерностью гоголевских героев, ни с внутренней, психологической мотивировкой их поведения». Поэтому пьеса показалась скучной и провалилась в первое же представление. Её упрекали в том, что в ней «не было ни сюжета, ни драматического движения, ни развязки. Многие считали пьесу незаконченной, так как в ней не было финальной свадьбы. Действующие лица казались карикатурными, положения неправдоподобными.

DSC05578

После окончания пьесы раздалось даже легкое шиканье и ни одного одобрительного хлопка». Сегодня вряд ли найдется театр в России, в репертуаре которого не было бы истории о надворном советнике Подколесине и купеческой дочери Агафьи Тихоновны. «Мы ставили задачу рассмотреть персонажей, как самих себя, что с нами происходит в тот момент, когда мы в нерешительности, в затруднении, когда предстоит перемена участи, когда надо что-то осуществить, а мы не знаем, какой выбор сделать», — рассказал режиссер спектакля заслуженный артист России Александр Огарёв.

DSC05582

Весь актерский ансамбль, художник-постановщик Ася Скорик, композитор Павел Карманов, хореограф Анастасия Кадрулева, хормейстер Светлана Анистратова, художник по свету Тарас Михалевский создали спектакль-фантазию о человеческих страстях, подсознании, несбыточных надеждах, безысходности. Немало здесь комичного и курьезного: жалкие,  уморительные женихи на смотринах-кастинге, что устраивает тетка невесты Арина Пантелеймоновна (Ирина Хмиль), зажигательные танцы в современных ритмах, сцены трансляции в онлайн режиме.

DSC05587

«Женитьба» в театре «Школа драматического искусства» – спектакль-притча о жизни непредсказуемой, где царят воображение и фантасмагория. А Гоголь словно витает над сценой и всматривается в происходящее.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Женитьба» по Н.В. Гоголю

 

 

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s