«ЕВРЕЯМ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ЕЗДИТЬ В ТРАМВАЕ…»

из «Дневника Анны Франк» —  с премьеры спектакля Вахтанговского

DSC06071

В полутьме сцены медленно появляется группа людей – женщины, мужчины, две девочки и мальчик. В их внешности и одежде угадываются времена середины прошлого века. Они взволнованы, но стараются не показывать вида, хотя заметно, что это им удается с трудом. мадам Жужу

На их лицах пока еще нет отчаяния и обреченности — это придет позже, спустя два года, которые они проведут здесь, в убежище — заброшенной мансарде, бывшей конторе хозяина дома Отто Франка.

DSC06073

«…Теперь о шуме, — тихо говорит Отто Франк (Олег Форостенко) обитателям убежища —  (кстати, живые декорации зрительного зала Симоновской сцены как нельзя лучше подходят для тайного укрытия). — Пока внизу, в помещении, находятся люди, у нас должна быть полная тишина. Для полной безопасности с 8 утра до 6 вечера мы должны передвигаться по комнатам только в случае крайней необходимости, да и то на цыпочках и без обуви. Говорить нам можно будет только шепотом. Мы не должны пользоваться водопроводом, раковиной и даже, простите меня, уборной. Никогда нельзя выбрасывать наружу никакого мусора, по которому могут обнаружить, что здесь кто-то живет.

DSC06104

Так мы должны жить, пока это не кончится. Если только нам суждено остаться в живых»… Нашим современникам это может показаться неправдоподобным: преследование и массовое уничтожение людей различных этнических групп  — поляков, евреев, цыган в годы существования нацистской Германии 1933-1945 годов. Евреи, проживающие в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй Мировой войны особенно подвергались уничтожению. Это тот самый Холокост, о котором, как-то на вопрос социологов, что означает это слово, один из представителей поколения Z ответил: «Это, типа, какой-то клей…»

DSC06089

По  послевоенным оценкам для использования рабского труда, изоляции, наказания и уничтожения евреев и других групп населения, считавшихся «неполноценными», нацисты создали около 7 000 лагерей и гетто. В 2000-х годах исследователи Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне подсчитали их количество уже в 20 000, на территории Европы существовало более 42 500 таких «учреждений». В приговорах Нюрнбергского трибунала жертвами считаются шесть миллионов евреев Европы. В одну из задач Гитлера входило полное истребление этой нации: было уничтожено более половины евреев Европы и около трети еврейского населения мира.

DSC06103

Когда в 1947 году Отто Франк опубликует дневник дочери Анны, скрывавшейся вместе с семьей в убежище, мир содрогнется от фактов, изложенных в этой рукописи, а сам дневник станет документом-обличителем фашизма. «Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию, — записала в своем дневнике Анна. — У нас в жизни было много тревог – как и у всех: наши родные остались в Германии, и гитлеровцы их преследовали. После погромов 1938 года оба маминых брата бежали в Америку, а бабушка приехала к нам. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом капитуляция, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям. Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти и притом в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр – никаких развлечений!..»

DSC06118

Эту трагическую историю в год 80-летия начала Второй Мировой войны в эти дни представили на Симоновской сцене Вахтанговского театра под руководством Римаса Туминаса. За постановку пьесы Фрэнсиса Гудрича и Альберта Хаккета «Дневник Анны Франк» взялась режиссер Екатерина Симонова — представительница четвертого поколения знаменитых вахтанговцев, решение которой о создании своей версии спектакля было явно непростым – книга не раз переиздавалась, переведена на 67 языков мира, снимались фильмы, ставились спектакли. Но приходит новый зритель – поколение, не знавшее ужасов фашизма, и узнает правду о Холокосте. «Дневник Анны Франк», который вела 13-летняя девочка Анна в годы оккупации Голландии нацистами, стал документом истории Второй Мировой войны. Анна Мари Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте в еврейской семье. В спектакле Екатерины Симоновой это бойкая неунывающая и даже оптимистичная девочка (Мария Риваль). Она ведет дневник и записывает в нем события, которые происходят в убежище и вести от госпожи Мип Гиз (Наталья Масич), что скрывает их от нацистов в Амстердаме.

DSC06110

Пятница, 9 октября 1942 г.«Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев – наших друзей и знакомых – арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это – страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности. Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения. Мип рассказывает ужасные случаи, она сама в страшном волнении. Она ждала машину гестапо, которая собирает всех подряд».

DSC06133

Сестра Анны — Марго (Ася Домская) — на первый взгляд, сдержанная и замкнутая, по-своему переживает тяготы заточения и вполне предсказуемого будущего семьи. Актриса передает это настолько проникновенно, что на глазах многих зрителей появляются слезы при виде её страданий. У каждого героя здесь — своя история войны. Господин Дуссел (Владислав Демченко) – доктор, еще один преследуемый нацистами, тоже вынужден скрываться в убежище. Напуганный, почти без надежды на спасение с желтой звездой на плаще, он в постоянной панике, впадает в истерику, предрекая, что гестапо их вот-вот обнаружит. Здесь общее горе и выживать вместе легче. Среда, 13 января 1943 г. «Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой – только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей… И среди христиан растет тревога: молодежь, их сыновей, отсылают в Германию. Везде горе! Каждую ночь сотни самолетов летят через Голландию бомбить немецкие города, каждый час в России и в Африке гибнут сотни людей. Весь земной шар сошел с ума, везде смерть и разрушение. …Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут – евреи, христиане, все народы, весь мир… А многие ждут смерти!»

DSC06145

«Эта тема страшная и очень большая, — говорит режиссер — постановщик Екатерина Симонова. — Мы – малая крупица в этой теме. И это огромная ответственность. Конечно, я не буду первой, кто рассказал миру о Холокосте. Для меня самое страшное, когда я читаю документы, это цифры, страшные цифры – тысячи людей, миллионы людей погибли здесь. Когда я сижу в зале и смотрю на сцену, все эти миллионные цифры превращаются в девять человек. У одной из них — голубые глаза, а у другого – рыжие усы, а вот замечательный отец, который так любил свою дочь, как меня любит мой. А вот у этой девочки смешные волосы, а мама носила вязаный жилет, потому что она мерзла. И когда эти люди для меня становятся живыми. Если у нас это получилось, спасибо за это актерам, все эти миллионы оживают в этих девятерых. Поэтому мы старались быть предельно точными в образах этих людей».

DSC06097

Музыка композитора Фаустаса Латенаса к спектаклю  — особая страница спектакля. «Он принес огромное количество музыкального материала, — говорит Екатерина Симонова, —  и все это вместе с ним и Римасом Владимировичем подбиралось под текст пьесы». В спектакле почти нет декораций – огромный шкаф, закрывающий секретный выход, несколько стульев, стол, что ставится для общей трапезы и он же, но уже со скатертью и свечами, для празднования Хануки.  Переживания героев — здесь главное действующее лицо. Жизнь, хоть и в убежище, но продолжается со всеми своими перипетиями – печалями и даже небольшими радостями, когда Анна дарит подарки его обитателям.

DSC06144

Кульминацией спектакля становится заключительный эпизод, когда Анна Франк говорит, будто записывает в своем дневнике, о трагической участи каждого обитателя убежища, и те молча исчезают в темноте. …«Обитателей  Убежища поместили после ареста в  амстердамскую тюрьму, а четыре дня спустя доставили  в Вестерборк: пересадочный лагерь для евреев. 3 сентября  1944  года  последним транспортом на восток их депортировали в польский Освенцим. Эдит Франк умерла 6 января 1945 года в женском лагере Освенцим-Биркенау от голода и истощения. Герман Ван Пелс (Ван Даан) был  удушен в газовой камере в день прибытия в лагерь. Августа Ван Пелс была сначала перевезена из Освенцима в Берген-Бельзен, затем в Бухенвальд и 9 апреля 1945 года в Терезиенштадт. Марго и Анна были депортированы в конце октября 1944 года в Берген-Бельзен. Страшные  антисанитарные  условия лагеря привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том числе сестры Франк. Первой умерла Марго, а спустя несколько дней Анна. Дата их смерти приходится на конец  февраля — начало  марта 1945 года. 12 апреля 1945 года лагерь был освобожден английскими войсками. Петер Ван Пелс  (Ван  Даан) был депортирован 16 января 1945 года из Освенцима в австрийский Маутхаузен, где умер 5 мая 1945 года, всего за три дня до освобождения лагеря. Фриц Пфеффер (Альберт Дюссель) умер 20 декабря 1944 года в концлагере Нойенгамме. Отто Франк, единственный из обитателей Убежища, пережил ужас концлагерей. После освобождения Освенцима русскими войсками он был перевезен в Одессу, а затем в Марсель. 3 июня 1945 года  Франк вернулся в Амстердам, где жил и работал до 1953 года, после чего эмигрировал в Швейцарию. До своей смерти 19 августа 1980 года Отто Франк жил в швейцарском городе Базеле, посвятив себя полностью изданию дневника дочери». Свой дневник Анна Франк закончила 1 августа 1944 года. Дальше её ждала смерть. Или бессмертие?

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Дневник Анны Франк»

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s