ГЛЯДЯ СО СЦЕНЫ:

о чем поет «Московский хор» в «Маяковке»?

DSC06328

На этом спектакле в зрительном зале с креслами, обитыми пурпурно красным бархатом, публики не будет, хотя почти детективное действо времен 1956-1957 годов нашей страны предстанет в «Маяковке» в исполнении «Московского хора» Людмилы Петрушевской, режиссера Никиты Кобелева и ведущих актеров театра.

мадам Жужу

Разве что, огромные портреты людей из прошлого, расставленные между рядами и на ярусах молчаливо вглядываются в нынешнее поколение зрителей, что на этот раз наблюдают за происходящим в зале… со сцены.

DSC06332

Они станут свидетелями непростой, порой, запутанной, полной противоречий и распрей жизни одной из московских семей середины прошлого века. В то время страна готовилась к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1957 года в Москве, который пришелся на хрущевскую оттепель. Люди жили в своих коммуналках с неустроенным бытом и в то же время ждали всемирного праздника. DSC06361

Вот и в семье Лики (Евгения Симонова) — свои житейские проблемы, распри, неурядицы: измена мужа, рождение внебрачного ребенка дочери, невестка и свекровь не могут поладить. К тому же в семью возвращаются репрессированные родственники – сестра Лики – Нета (Татьяна Орлова) и её дочь Люба (Юлия Силаева), которые строчат доносы на своих же. Три поколения некогда большой, дружной и счастливой семьи, от которой теперь осталось одно лишь название. Надломленные судьбы, разрушенные мечты, покалеченные души во многом из-за сталинских репрессий. Главная героиня Лика пытается сохранить былую семью. Чтобы вернуть мир в семью, нужно примирить всех. Получится ли?

DSC06371

Но события, что происходят в спектакле на этот раз в зрительном зале, где артистам представлен больший  простор для воплощения идей автора и режиссера, далеко не только о житейских трудностях советской семьи. Мы словно погружаемся в свое прошлое — кто-то как наблюдатель за происходящим, кто-то как свидетель того времени, и каждый судит это прошлое по-своему. Многие  пострадали от сталинских репрессий и их потомки не простят террора, что обрушился на их семьи. Но многие  верили в светлое будущее страны, которая выдержала тяготы становления, из отсталой и безграмотной превратилась в индустриальную державу, победила фашизм, поднялась в космос. Каждый услышит свой «Московский хор» — Баха, Моцарта, Шуберта, Перголези, Дунаевского, где не должно быть фальши.

DSC06346

Почему важно переосмысление советского времени? «Не зря, наверное, потому что сегодня много похожего, — говорит режиссер спектакля Никита Кобелев. — «Московский хор» это не только певческая кампания, которая собралась и поет. Это одна семья, многоголосие, множество таких семей, и мы пытаемся это перенести в зрительный зал. Спектакль начинается среди зрителей. Попытка эту историю перевести: нерадивый сын, материнская тема, любовь сыновей, дочерей.

DSC06381

Хор имеет много значений, и те зрители, которые сегодня пришли, тоже как хор. Жизнь тоже своеобразный хор: невозможно друг друга простить, понять. Искусство, хор, в частности, заставляет петь в унисон. Пьеса написана виртуозно, юмор перемежается с трагизмом. Это непростая задача для актеров и зрителей».

DSC06343

«Я играю мать, которая любит сына, свою семью, делает отчаянные попытки удержать всех вместе, — говорит народная артистка России Евгения Симонова. — У нее не очень получается, но она продолжает бороться. Когда я узнала об идеи играть в зрительном зале, она мне понравилась сразу, потому что я люблю всё новое. Когда ты не знаешь, как это будет, это всегда очень интересно, потому что это работает на мощную идею. В этом передвижении свой смысл, потому что сцена ограничивает движения, а зрительный зал большой – он дает возможность развернуться.

DSC06368

Невозможно забыть миллионные сталинские жертвы, и эти портреты, пустые кресла зрительного зала символизируют погибших. «Московский хор» для меня превращается в хор мертвых, потому что здесь фотографии моей мамы, моего деда Станислава Бенедиктовича Станкевича, который был расстрелян в 37 году. Для меня это необычайно важно». В спектакле заняты актеры Зоя Кайдановская, Дмитрий Прокофьев, Мария Болтнева, Ольга Пипченко, Юлия Соломатина и другие.

DSC06311

«Московский хор» — спектакль о прошлом нашей страны, но характеры и судьбы героев схожи с нынешними. Разве что, нет Сталина, сменились идеалы, жизненные ценности, да и страна строит совсем не социализм, тем более, коммунизм, а уже почти тридцать лет — капитализм. А многоголосный хор выходит на улицы — трудно ведь спеться в ипотечных «человейниках».

DSC06385

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Московский хор»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s