«ШАГ К МИСТЕРИИ»

Вахтанговского на премьере «Пер Гюнта» Г. Ибсена в постановке Юрия Бутусова

DSC06658

99-й сезон в Вахтанговском открыт. На будущий год  — 100-летие! Каким мечтал увидеть свой театр через сто лет сам Евгений Вахтангов, когда в 1913 году организовал Студенческую драматическую студию?  Официальная дата открытия 3-й студии Московского Художественного театра — 13 ноября 1921 года, когда был показан спектакль «Чудо святого Антония». А в 1926-м студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова.мадам Жужу

Представим, что на открытии 99-го театрального  сезона на сборе труппы  театра побывал бы сам Евгений Вахтангов. Что он здесь увидел, услышал, почувствовал?

DSC06679

До вечерней премьеры создатель театра успеет побывать на сборе труппы – узнать, кто сегодня продолжает его путь, идеи, традиции. У входа, как всегда,  почитатели театра, жаждущие лишний билетик на предстоящую премьеру «Пер Гюнта» Г. Ибсена в постановке знакового режиссера Юрия Бутусова, ни один спектакль которого не обходится без аншлага. На афише по задумке главного художника театра Максима Обрезкова, – главный герой с заклеенными глазами и ртом: чтобы оставаться самим собой, он вынужден замолчать и закрыть глаза на этот бренный мир.

DSC06662

На входе выстроилась очередь из журналистов, фоторепортеров, которые, как всегда, «охотятся» за звездами театра, а их здесь — яркое созвездие. В праздничном фойе, как всегда в Вахтанговском, оживленно — играет музыка, на столиках с белыми скатертями букеты цветов, фрукты.

DSC06628

Снуют вездесущие журналисты , щелкают затворы фотоаппаратов. Где, как не на сборе труппы можно встретиться с кумирами — Людмилой Максаковой, Василием Лановым, Ириной Купченко, Евгением Князевым, Сергеем Маковецким, Андреем Ильиным, Алексеем Гуськовым, Александром Олешко и многими другими.

DSC06578

Но вот зал Новой сцены заполнен, на цветном экране символы нового сезона — две девятки, на сцене два знаковых кресла — худрука Вахтанговского Римаса Туминаса и директора театра Кирилла Крока. Здесь не принято зачитывать сухие отчеты «о проделанной работе» – всё, как всегда, превращается в сказочное путешествие по ярким событиям театра, отрывкам из премьерных спектаклей, многочисленным увлекательным, но не менее от того ответственным гастролям. «Мы с вами сыграли 906 спектаклей, на спектаклях в Москве побывало почти 300 тысяч зрителей, — сказал Кирилл Крок. — На гастролях было сыграно 79 спектаклей, 36 из которых — за рубежом». Тут Евгений Багратионович, конечно, удивился бы и даже поразился – такой богатый репертуар, столько сыграно спектаклей!

DSC06640

Только одних премьер в прошлом сезоне было восемь: «Фальшивая нота» Д. Карона, «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе Эдуардо де Филиппо, «Брюсов переулок» Андрея Максимова, «Новая квартира» Карло Гольдони,  на Симоновской сцене — «Нижинский. Гениальный идиот» Ники Симоновой, «Комедия о вдове» по пьесе Лопе де Вега, «Дневник Анны Франк» в постановке Екатерины Симоновой, на сцене Студии — «Всё будет» Нины Садур. На гастролях вахтанговцы сыграли в 14 городах девяти стран – Латвии, Эстонии, Израиле, Италии, Венгрии, Китае, Белоруссии, Канаде, США, Азербайджане. В новом сезоне запланированы гастроли во Франции со спектаклями «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин», Германии, Турции, Литве, Южной Корее, Белоруссии и Китае, по городам России. Мог ли создатель Студенческой драматической студии  о таком мечтать!

DSC06583

Наверняка заинтересовали бы его и предстоящие планы театра, о которых рассказал худрук Вахтанговского Римас Туминас. Как всегда, это был не сухой «поминальник»-перечисление предстоящих сценических работ, а дружеское напутствие, философское рассуждение, собственный взгляд на театр. «Главное, не потерять вкус, красоту, ощущение понимание красоты, — сказал Римас Туминас. — Самое большое богатство нам дано: видеть смысл, того человека, зрителя, к которому вы прокладываете путь». Открывает сезон – «Пер Гюнт» Генрика Ибсена в постановке главного режиссера театра Вахтангова Юрия Бутусова. Режиссер Иван Поповски обратится к «Мертвым душам» Гоголя, Николай Коляда представит спектакль по своей пьесе «Баба Шанель», французский  режиссер Клеман Эрвю-Леже поставит «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво, Михаил Станкевич начинает работу по Бергману «Седьмая печать», Габриэла Туминайте готовит спектакль «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова, а Михаил Цитриняк – «Соломенную шляпку» Лабиша.

DSC06586

На сцене Студии режиссер Анна Горушкина ставит спектакль «Платонов» по произведениям Андрея Платонова, на Симоновской сцене немецкий режиссер Йозуа Резинг представит постановку «Превращение» по Францу Кафке, а «Волшебный театр» по сказкам Ганса-Христиана Андерсена мы увидим в постановке Аси Князевой. Сам Римас Туминас начинает читки сценической версии романа Льва Толстого «Война и мир». Правда, ожидался «Фауст» в его постановке, но не сложилось… Некоторые спектакли, к сожалению, уходят из репертуара – так исчезла «Пристань» в постановке Римаса Туминаса. На сцене блистали те, чье мастерство и виртуозное лицедейство стало легендой: Юлия Борисова в «Визите дамы» Дюрренматта, Людмила Максакова в «Игроке» Достоевского, Владимир Этуш в «Цене» Миллера, Юрий Яковлев в «Темных аллеях» Бунина, Василий Лановой с поэзией Пушкина, Вячеслав Шалевич в «Жизни Галилея» Брехта, Галина Коновалова в «Благосклонном участии» Бунина, Ирина Купченко и Евгений Князев в  «Филумене Мартурано» де Филиппо.

DSC06634

«В память о легендарном спектакле и в честь блиставших в нем артистов мы открыли экспозиционный зал «Пристань», — рассказал директор театра Кирилл Крок. — Здесь фотографии артистов на сцене и репетициях, их костюмы, бутафория. Особая ценность  — личные вещи, переданные в дар театру родными и близкими ушедших из жизни актеров: парадный костюм с орденами и медалями Владимира Абрамовича Этуша, записные книжки Юрия Васильевича Яковлева, каминные часы XVIII века Галины Львовны Коноваловой, награды Вячеслава Анатольевича Шалевича». Вечером 7 сентября состоялась премьера постановки Юрия Бутусова «Пер Гюнт» Генрика Ибсена – спектакль по-бутусовски сложный, неоднозначный, требующий определенной зрительской и интеллектуальной подготовки. Проходя мимо театра и по случаю забрести на бутусовского «Пер Гюнта» у средне статистического зрителя вряд ли получится — одолеть философию Ибсена и её интерпретацию Бутусовым весьма непросто.  Сказать, что спектакль сложный — ничего не сказать, разве что попробовать разобраться в смыслах, сценических притчах, неординарных художественных образах.

DSC06672

Эта пьеса Ибсена, не раз поставленная на сценах мира, в России практически не шла. Впервые в сокращенном виде она появилась в России в 1912 году на сцене МХТ. Правда, музыка Эдварда Грига, написанная в 1876 году к её первой постановке сделала пьесу популярной. Постановка «Пер Гюнта» в Вахтанговском – первая.

DSC06681

«Погодите, погодите, — удивился бы Евгений Багратионович, — я ведь обращался к драматургии Ибсена еще в Первой студии МХТ в 1918 году и был уверен в успехе «Росмерсхольма» — это же шаг к мистерии!»

DSC06649

Мистерии у Юрия Бутусова вполне хватает и даже, порой, в избытке. «Пьесу «Пер Гюнт» Ибсена почти невозможно прочитать, – говорит Юрий Бутусов. – Количество смыслов, событий, поворотов, мотивов, философии, загадок, мест действия поражает. Написать такую пьесу в XIX веке, да и сейчас, мог только безумец. Это разрушение всех законов, правил, выход за пределы разумного. Что главное? Поиски самого себя, бесконечная всепоглощающая любовь, мир, раздавливающий человека, рвущий его в клочья, человеческий бунт против предназначения, романтический гимн всепобеждающей любви…

DSC06686

В общем-то, в этой пьесе есть всё. Совладать с этой глыбой, конечно, невозможно. Да и не нужно. Она живет сама по себе, как любая Великая книга. И иногда она находит тебя. Я очень люблю «Пер Гюнта», мне важно его появление. Пьеса Ибсена — это великое произведение, практически Библия. Автор говорит обо всем, что волнует людей: о политике, о жизни, о милосердии, о любви. Пьеса очень актуальна, работать с таким материалом трудно, но замечательно.

DSC06665

В этой истории актер должен прожить всю жизнь героя – от молодости до самой старости, поэтому у некоторых режиссеров в спектакле участвуют несколько артистов для разного возраста героя. У меня два Пер Гюнта, но они делятся не по возрасту, а по каким-то другим признакам, связанным с разными человеческими качествами». Над спектаклем работали художники Максим Обрезков и Александр Барменков.

DSC06677

Главные роли в «Пер Гюнте» исполняют Сергей Волков, Павел Попов, Яна Соболевская, Евгения Крегжде, Юрий Цокуров, Аделина Гизатуллина и другие. Звучат песни на французском, английском, немецком, русском, норвежском и лапландском языках. «Мы счастливы, что создан такой спектакль: на четыре с лишним часа для большого количества артистов. Это очень круто», — рассказали актеры журналистам перед премьерой.

DSC06658

«Пер Гюнт» по сути – герой нашего времени. Жажда славы, несбывшиеся надежды, разочарование в жизни, ненависть к окружающим, предательство,  ложь, и, в конце концов, потеря самого себя. В этой мистерии реальности больше, чем фантазий, оттого эта история вечна. Генрик Ибсен всегда притягивал талантливых думающих режиссеров на театре, а в постановке Юрия Бутусова «шаг к мистерии» по-вахтанговски  сделан.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Пер Гюнт»

 

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s