ОДНАЖДЫ ОН ПРОСНУЛСЯ… НАСЕКОМЫМ

в «Превращении» Франца Кафки на премьере в

Вахтанговском

DSC07156

Посреди полутемного с едва проникающим светом помещения в стеклянном шкафу-клетке, чем-то напоминающем прозрачный склеп, недвижно стоит странный человек. Он явно чем-то взволнован и надеется вырваться из стеклянного заточения, но что-то не дает ему это сделать. мадам Жужу

Его вопросительно-недоуменный взгляд, обращенный то ли в себя, то ли к окружающим, то ли ко всему миру пристально замирает на собственном теле, словно сомневаясь в его реальности.

DSC07148

Наконец, сильным ударом он разбивает стекло и вырывается наружу, отчаянно пытаясь что-то вспомнить. Постепенно он приходит в себя: «Что со мной случилось?» — недоумевает он. Писатель-философ Франц Кафка в одной из своих самых странных философских притч XX века «Превращение», которую он написал, кстати, всего за три недели, пытается ответить прежде всего, самому себе, что же произошло с обыкновенным коммивояжером Грегором Замза в то злосчастное утро? «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое… Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами. «Что со мной случилось?» – подумал он. Это не было сном».

DSC07168

Притча была опубликована еще при жизни автора в 1915 году и разом породила немало суждений — отчуждение, экзистенциальное беспокойство, вина, абсурд – о чем же притча? Кафка считал, что о постановке «Превращения» в театре не может быть и речи, так как эту историю нельзя представить на сцене. Однако, сегодня театр обращается к этой притче, и в эти дни Вахтанговский театр на Симоновской сцене предложил версию премьеры спектакля «Превращение» немецкого режиссера Йозуа Резинга совместно с Гёте-Институтом. Действительно, как рассказать языком театра историю, в которой происходит нечто абсурдное, невероятное, во что поверить невозможно, а тем более понять и принять. Главный герой — Грегор Замза, простой коммивояжер, проснувшись как-то утром и собираясь отправиться, как всегда, на работу, видит, что превратился в огромное страшное насекомое. Почему это вдруг произошло, он не знает, однако недоумевает, почему родные  – мать, отец, сестра и другие обитатели жилища его не принимают за своего. Его ум в полном здравии, он способен реально оценивать происходящее, разве что его внешний облик изменился — он превратился в огромное страшное насекомое.

DSC07149

Поняв, что произошло с бывшим коммивояжером, родственники на первых порах пытаются ему даже сочувствовать, но вскоре не чают от него избавиться, подвергая всяческим издевательствам. Лишь сестра продолжает кормить Грегора, да и то вскоре её терпение кончается. Дела семьи идут всё хуже, и в дом пускают квартирантов, которые тоже видят в Грегоре-насекомом чудовище. В конце концов, заразившийся от гнилого яблока брошенного в него отцом, бывший Грегор, а ныне неизвестное существо, мешающее жить окружающим, умирает. Семья благополучно о нем забывает как о чудовищной обузе и продолжает жить как ни в чем не бывало. Эта нелепая история мало напоминающая  реальность, кому-то может показаться фантастикой, однако, язык Кафки, происходящие события этой притчи абсурда пронзительны и вполне узнаваемы. В них нельзя не распознать ту самую реальность, в которую часто не верится: человек-насекомое – униженное, оскорбленное существо живет не только в Грегоре Замза, но и во многих других униженных и оскорбленных.

DSC07152

И, если такое превращение не так зримо как то, что случилось с героем притчи Кафки, то внутренний мир иных мало чем отличается от гонимого насекомого. Бытует мнение, что это произведение во многом связано с жизнью самого писателя, который с надрывом и в то же время хладнокровно описывает её в своем «Письме к отцу». «Дорогой отец, Ты недавно спросил меня, почему я говорю, что боюсь Тебя. Как обычно, я ничего не смог Тебе ответить, отчасти именно из страха перед Тобой, отчасти потому, что для объяснения этого страха требуется слишком много подробностей…  И теперь, когда я пишу, мне мешает страх перед Тобой и его последствия и потому что количество материала намного превосходит возможности моей памяти и моего рассудка». О Франце Кафке написано много трудов ученых-философов, литературоведов, но до сих пор его творчество оставляет много вопросов. Вот и театр, обращаясь к его творчеству, где абсурд царит рядом с реальным страхом перед внешним миром, фантазии перекликаются с действительностью, где на человека обрушиваются непредсказуемые сюрреалистические силы, пытается вынести на сцену эти проблемы. «Можно ли трактовать понятие превращения с точки зрения психоанализа, социологии и религии? Это зловещее предупреждение или метафора?  — говорит режиссёр Йосуа Рёзинг. —  Где проходит эта линия разрыва? В самом человеке или между человеком и обществом, или и там, и там? Прежде чем начать искать ответы на столь бесспорно увлекательные вопросы, желательно еще раз обратиться к самой истории, довериться ей и прочувствовать те эмоции и впечатления, которые рождаются в нас, а также те превращения, которые в нас происходят».

DSC07162

Всех персонажей спектакля режиссер называет «хор Грегора». Как в греческой трагедии, этот хор спрашивает, пытается отвечать, спорит, обвиняет, оправдывает. Это главный конфликт постановки. Действительно, на сцене, кроме Грегора Замза (Владислав Демченко) еще четыре персонажа (Анна Дубровская,  Василий Цыганцов, Ася Домская, Анастасия Жданова), которые вместе с главным героем проживают «Превращение». Музыку в стиле притчи  написал немецкий композитор Тис Мюнтер,  сценограф — главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков постарался проникнуть в сложный мир Кафки и приблизить к нему зрителя. В героя заслуженного артиста России Владислава Демченко — Грегора Замза невозможно не поверить, насколько  он органичен  и многогранен в его исполнении. Произведение Кафки, представленное языком театра, рисует реалии, от которых становится жутко, но писатель говорил, что действительность куда страшнее его книг. Человек обречен, и потому Грегор Замза не так уж удивился, превратившись в жуткое насекомое.

Фото автора.

Видео: фрагменты спектакля «Превращение»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s