ЗАТУМАНЕННЫЙ ВЗГЛЯД

на русскую реальность в «Норме». С премьеры Театра «На Малой Бронной»

DSC07171

«Норму» для человека страны Советов по версии писателя Владимира Сорокина  предлагают в эти дни Театр «На Малой Бронной» и  Мастерская Брусникина в постановке режиссера Максима Диденко на сцене московского Дворца на Яузе. Кстати, в начале прошлого века здесь располагался один из Народных домов как раз с самодеятельным рабочим театром для просвещения населения.мадам Жужу

Потом был Театр им. Моссовета, в середине 50-х во Дворце снимали КВН, «Голубой огонек» и знаменитую «Карнавальную ночь», а в 80-е его переименовали в Дом культуры Московского электролампового завода (МЭЛЗ). В «перестройку» его приватизировали. В эти дни здесь дают «Норму»

DSC07210

— почти оперу – с живым оркестром, хором, ариями, пластическим балетом, осмысляя прошлое нашей страны и пронзая взглядом будущее. На сцене — гротескный абсурд жизни, в которую угодили советские люди-рабы, не подозревая о своей «нормо-фекальной» участи. Они рождались, учились, женились, размножались, где-то как-то на кого-то работали, старели и умирали. «Нормальные роды / нормальный мальчик / нормальный крик / нормальное дыхание», — раздается со сцены. Перед глазами проходит жизнь обычного советского человека от рождения до смерти, обреченного на безысходную норму — службу-работу, производственных и личных отношений, пронизанных страхом, стукачеством, унижением, ханжеством, ложью.

DSC07211

В реально-фантазийном мире автора и создателей спектакля она обязательна для всех в виде спрессованного брикета фекалий, аппетитно упакованного то ли дурно пахнущего шоколада, то ли куска черного хлеба, отказаться от которой невозможно, даже если она тебе не по вкусу. За отказ от неё в стране социализма грядет неизбежная кара. Всё советское общество — от инженеров до пионеров, от шахтера до вахтера, тем более интеллигентских выкормышей должны выполнять долг поедания  «соцнормы».

DSC07214

«Бориса Гусева арестовали 15 марта 1983 года в 11.12, когда он вышел из своей квартиры и спустился вниз за газетой. Возле почтовых ящиков его ждали двое. Увидев их, Борис остановился. Справа от лифта к нему двинулись ещё двое. Один из них, худощавый, с подвижным лицом, приблизился к Гусеву и быстро проговорил: «Гусев Борис Владимирович. Вы арестованы». С этого начинается роман Владимира Сорокина, появившийся в самиздате в 1979 году, и спектакль — копродукция двух театров: Мастерской Брусникина и Театра «На Малой Бронной» — режиссера Максима Диденко. Дежурные милиционеры вытаскивают из зрительного зала «подозреваемого» (Василий Михайлов) обвиняя в хранении запретной литературы. «Ордер на обыск и арест будут предъявлены в вашей квартире», — отвечает милиционер на вопрос задержанного об ордере на арест.

DSC07180

У Гусева изымают рукопись «Нормы», которую потом вручают пионеру (Мария Лапшина) и тот, прижимая её к груди, старательно выводит музыкальный какофонический памфлет на пионерские песни (композитор Алексей Ретинский) и марширует вместе со своим бравым отрядом в галстуках и пилотках, отливающих золотом, символизируя  величие державы (художник Галя Солодовникова). На сцене пронесутся фантазии Максима Диденко на тему сорокинско-советского прошлого. Будет любовь потомка Федора Тютчева к латексной женщине-кошке, которую убьет молния, «падеж» на колхозной ферме с «пораженцами» и «вредителями» и наводящими порядок чекистами. В «Письмах Мартину Алексеевичу» безымянный старик-пролетарий прекрасный (Евгений Стычкин), роющий грядки на даче, непримиримо-классово ненавидит ученого-химика, от чего его речь превращается в набор брани без признаков речи: «Я тега ега модо гадо…»

DSC07207

Действие разворачивается на оригинальном визуально-художественном языке пластики, музыки, гуттаперчивых  образов. Герои превращаются то в статуи, то в марширующих спортсменов, то в дискоболов, то в призраков-медсестер, то в восторженно зомбированных пионеров, то в митингующих, то в росгвардейцев, приближая нас к сегодняшнему дню. Сорокинская «норма» здесь в каждом, призывая разглядеть в нашем прошлом фекальную неотвратимость, а заодно разобраться в настоящем: не наследуем ли мы её полностью? Не превращаемся ли в таких же людей-роботов-рабов, которых заставляли потреблять свою «норму» бытия?

DSC07190

Для режиссера Максима Диденко понятие «норма» в названии романа и спектакля объединяет огромное количество смыслов, все из которых ему интересно воплотить. «Этот спектакль нужен, чтобы ясно взглянуть на нашу русскую реальность, чтобы возникла ясность взгляда. Мне кажется, наш взгляд сейчас затуманен», — уточняет режиссер. Это первая постановка Театра «На Малой Бронной» с тех пор как его возглавил худрук Константин Богомолов.

DSC07194

«Это не программное заявление, — сказал он. — Наш театр будет очень разный. Здесь будут очень разные спектакли, очень разный материал, очень разная литература, очень разные постановщики и очень, я надеюсь, разный, неизменно требовательный, зритель. Что касается этой постановки, ее создатели говорят: и сам текст, и спектакль исследуют не политические вопросы. Метафизические».

DSC07195

Спектакль создали: драматург Валерий Печейкин, видео-художники Илья Старилов и Олег Михайлов, артист Евгений Стычкин, артисты Театра «На Малой Бронной» и Мастерской Брусникина.

DSC07220

Советское прошлое России сегодня у многих вызывает неприятие, однако попытка создания общества социальной справедливости именно сегодня вызывает ностальгию по упущенному. На фоне нынешнего превращения человека в ипотечного робота, проживающего в «человейниках» нищеброда и быдла на фоне частных островов, замков новоявленных долларовых миллиардеров и «приватизированных» после проигрыша холодной войны природных богатств страны,

DSC07200

«Норма» от Сорокина-Диденко выглядит ничтожной и легковесной по сравнению с той, которая отведена нынешним, по знаменитому ельцинскому —  россиянам. Выжить им при нынешних «нормах» практически невозможно, если, конечно, не вступить в «Союз нищих» с подачками от государства. Есть сегодня и другая «золотая норма», которая четко прописана власть предержащим. Каждому — своя. И каким бы затуманенным взглядом ни смотреть на русско-советское прошлое, он наверняка прояснится и ужаснется при виде нынешних реалий — «нормой» для людей-призраков.

DSC07222

Фото автора.

Видео: фрагменты спектакля «Норма»

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.