КАК БЫ ОБЛОМОВУ НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ДИВАНА

в мыльной опере «Обломки» в театре «Школа драматического искусства»

DSC07530

Другого Обломова, чем у Гончарова – «в халате из персидской материи без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительного», лежащего на своем знаменитом диване, трудно себе представить.мадам Жужу

Он давно оставил свет, утратив к нему всякий интерес, и лишь воспоминания о безмятежном детстве в родной Обломовке еще поддерживали его вкус к жизни. С тех пор прошло более полутора века, а Илья Ильич Обломов всё тот же:

DSC07475

«человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Он обитает почти в такой же съемной квартире, правда, в многоквартирном доме, почти с тем же диваном накрытым, впрочем, прозрачной пленкой оставшейся то ли от упаковки, то ли её и вовсе никто не собирался снимать. Кругом все разбросано и раскидано, а паутина и пыль здесь вообще мало кого волнуют.

DSC07466

Разве что Илья Ильич (Максим Маминов) иной раз пожурит слугу Захара (Вадим Дубровин) за его нерадивость, да и оставит его, наконец, в покое, чтобы вновь обустроиться на своем, так и не распакованном диване, размышляя о смысле жизни, но уже в новых социально-политических реалиях. Да и Захар уже другой — в черном тренировочном костюме, в шерстяной шапочке, барину не перечит, почти на равных, докладывает ему о делах насущных. Словом, времена меняются, а герои романа Гончарова «Обломов», которые в эти дни появились в театре «Школа драматического искусства» на премьере мыльной оперы «Обломки» режиссера Михаила Уманца, наши современники.

DSC07465

Илья Ильич Обломов в домашнем «прикиде» с капюшоном серо-мышиного цвета, целыми днями лежит на диване или играет в тетрис на компьютере. Его слуга Захар с глубоким, по его мнению, знанием дела рассуждает о житье-бытье, укоряя хозяина в нерадивости. Впрочем, отношения у него с Ильей Ильичом вполне дружеские, а подчиняется он ему, скорее, по привычке, нежели по необходимости — ведь тот отродясь не может принять никакого дельного решения. Вот и сегодня он сообщил хозяину, что с квартиры придется съезжать…

DSC07479

Время от времени звуки дрели, раздающиеся с соседних этажей, нарушают тишину этого обиталища. Тогда рассерженный Илья Ильич хватается за швабру и отчаянно колотит ею в потолок, тщетно надеясь унять соседей, неуёмно обустраивающих свой быт. Но дрель не прекращает свои завывания, гармонично сливаясь со знаменитыми «Коробейниками».

DSC07480

События в «Обломках» будут развиваться почти по Гончарову: появится супер-деятельный доктор Штольц (Сергей Мелконян), который попытается излечить в своей клинике Обломова от его беспробудной лени и апатии. Будет и безумная влюбленность в Ольгу Ильинскую (Алина Ходжеванова), но здесь она предстанет вовсе не романтической барышней, а экзальтированной дамой-эмансипе, которая стремится во что бы то ни стало перекроить Илью Ильича на свой аршин.

DSC07516

Приснится Обломову и удивительный сон-мечта о родной Обломовке, когда в клинике он погрузится в забытье. Прибавится детектив из 90-х: его родственники – мошенники-авантюристы — Тарантьев (Дмитрий Репин), Алексеев, Мухояров (  Arcady FreeMan) заставят Обломова подписать договор на съём квартиры в доме Агафьи Пшеницыной (Ольга Надеждина) на Выборгской стороне, где «волки воют». Потом они же  в волчьих масках оторвутся в плясках.

DSC07521

Словом, много чего будет мистического, непредсказуемого, но вполне узнаваемого. Кто-то точно узнает себя в Илье Ильиче в отличном исполнении актера Максима Маминова, который, словно, и не играя вовсе, представил на сцене зала Глобус в «Школе драматического искусства» современного Обломова. Вот он обращается к слуге Захару, укоряя его в том, что в квартире не убрано и надо, наконец, навести порядок, но тотчас же забывает об этом. Ему как-то всё не до того и не до этого — и непредвиденные дела сваливаются на него, и решать их руки не доходят. А тут еще с квартиры съезжать, и в Обломовке наводить порядок надо.

DSC07496

И такой Илья Ильич узнаваемый с извечным вопросом о смысле и цели в жизни и в своём неумении жить. Штольц в «Обломках» в исполнении Сергея Мелконяна – предприимчивый, преодолевающий все преграды для достижения цели, откровенно не разделяет мировоззрение своего друга Обломова. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал». «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и — пропал! Причина… Обломовщина!»

DSC07507

«Обломов как тип человека многим близок, и сегодня актуален, — говорит режиссер Михаил Уманец. — Человек, который сидит весь день дома, геймер, который уходит от ответственностей реального мира, но он безобидный, добрый, открытый. Собственно, в нём это и любят, только досадуют по поводу того, что он ничего не делает. Но и любят его за непосредственность. Наш Обломов играет в тетрис, откладывает дела на потом, хотя уже пора съезжать, его гонит хозяин квартиры, и Обломовка не приносит никакого дохода. Но он ждёт, что само всё рассосётся, что приедет Штольц, и всё исправит, уладит, починит. Я старался не уходить от сюжета романа и не менять текст, а лишь переместил героев в среду сериала «мыльной оперы», усилив некоторые линии в рамках жанра».

DSC07484

Казалось бы, сколько Обломовых на своем веку видел театр, и все таки, на сцене это всегда новый образ и по художественному замыслу, и в актерском воплощении. «Обломки» — оригинальный спектакль-версия о современных обломовых, захарах, штольцах, ильинских, алексеевых, мухояровых, тарантьевых.  Диагноз же «обломовщина», шагающий через века, не так уж страшен на фоне неизлечимых заболеваний других героев: рвачества, стяжательства, шкурничества, обывательщины. Даже «Клиника Штольца» им вряд ли поможет. Так что Илья Ильич Обломов, играющий в тетрис и никому не причиняющий вред, кроме самого себя, в сравнении с мошенниками-волками с Выборгской стороны вызывает участие и симпатию. А если эта мыльная опера вдруг окажется в 20-х годах нашего столетия, её героями наверняка будут роботы-функционеры, а благодушный должник по кредитам Обломов останется вообще без дивана.

Фото автора.

Видео: Фрагменты спектакля «Обломки»

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.