«ПАРИКМАХЕРША», КОТОРАЯ ЛЮБИЛА

и что из этого вышло во МХАТе им. М. Горького

DSC08137

Обычная женщина по имени Ирина живет в провинции в обычной «однушке». Она работает мастером мужских стрижек в обычной парикмахерской под названием «Весна». Когда-то она была замужем. Он был художник, мечтавший выбиться в знаменитости, но стал обычным неудачником. DSC07919

Их брак распался, и с тех пор она, как и многие одинокие женщины 30-40 лет, мечтала найти себе спутника жизни. Во МХАТе им. М. Горького решили представить эту историю по пьесе Сергея Медведева «Парикмахерша» в постановке режиссера Руслана Маликова.

DSC08129

Таких как Ирина — самозанятых, ИП-эшников, самих зарабатывающих себе на жизнь сегодня немало. И не очень-то они сожалеют, что образование у них ниже среднего — оно им и ни к чему: прокормиться бы. К тому же много среди них и мечтателей: их неукротимый полет фантазии сулит кому-то большие деньги, свалившиеся вдруг ниоткуда, заокеанские путешествия на банковский кредит, большую любовь, которая «нечаянно нагрянет» когда-нибудь…

DSC08158

В своих мечтах Ирина тоже рисует себе голубоглазого «принца на белом коне» — высокого, доброго, любящего. Вместе они начнут новую жизнь, которая отбросит всё старое, ненужное и подарит ей счастье. Каждый день она рассказывает о своих мечтах сослуживице — парикмахерше Татьяне и та с интересом слушает придуманную любовную историю Ирины с зэком Женькой, которому осталось отсидеть еще сто дней.

DSC08127

Тем временем жизнь в глубинке течет своим чередом, в парикмахерскую приходят старые и новые клиенты, но мечты Ирины с ними никак не связаны. Они ведь самые обыкновенные ничем не примечательные люди — пожилой судья с изрядно надоевшими комплиментами и любовью к порядку, доблестный неженатый пожарник, готовый ей подарить еще пригодный к употреблению телевизор и вполне работающий пылесос, и даже сохранившийся после пожара… оплавленный медальон!

DSC08147

Но все ухаживания реальных кандидатов в женихи остаются без внимания мечтательницы. Правда, с пожарником Виктором они побывают на дискотеке, где под оглушающую музыку попытаются что-то друг другу сказать. Виктор пригласит Ирину домой, где безуспешно споет ей под гитару о своих страданиях. А она всё будет ждать своего голубоглазого Женьку из мест лишения свободы, который  вот-вот должен освободиться, и тогда они вместе поедут в Москву.

DSC08162

А «однушку» продадут – как-никак на полтора-два «лимона» тянет. Так сказал Женька. А еще он сказал: «письма от него сжигать и никому не показывать». Что дальше случится с парикмахершей Ириной весьма предсказуемо, но только не женщине- мечтательнице, которая во что бы то ни стало хочет устроить свое женское счастье с придуманным ею идеальным мужчиной. Сколько уж таких историй на счету обманутых женщин, которые пытаются сбежать от одиночества!

DSC08149

Именно поэтому режиссер спектакля Руслан Маликов создает своих героев в виде людей-манекенов, у которых и движения как у заводных кукол, и мысли трафаретные, и слова из одной «кассы», и мечты — обычные, заурядные, хоть и не лишенные «простого человеческого счастья». Потому и существуют герои «обыкновенной  истории» (почти по  И.Гончарову) в спектакле «Парикмахерша» в картонных декорациях, с нарисованными предметами житейского обихода и даже с картонными персонажами, которыми легко манипулировать.

DSC08136

В начале спектакля многие это спишут наверняка на бедность «бюджетирования» театров вообще, и МХАТа, в частности. Но по ходу действия задумки режиссера Руслана Маликова и художника Полины Бахтиной становятся не столько трудно объяснимыми, но вполне обусловленными и оригинальными, ключом к пониманию характеров героев. «Парикмахерша» —  практически моно — спектакль в исполнении заслуженной артистки России Инги Оболдиной, которая мастерски играет парикмахершу Ирину, подсмотренную в жизни. Поэтому зритель верит в её почти правдивую историю.  Да и как не поверить, что такие простые, добрые, доверчивые женщины «с широко закрытыми глазами»  — социальная беда  России-матушки?

DSC08146

Другие персонажи спектакля также филигранно представлены актерами Денисом Зенухиным, Ириной Архиповой, Михаилом Сивориным, Натальей Моргуновой, Никитой Померанцевым, Сергеем Кисличенко, Станиславом Курачем, Анной Галиновой. Каждый отточено, с выдумкой играет своего персонажа, создавая единое яркое социально-художественное пространство с криминальным оттенком. Сказка для взрослых «Парикмахерша» не заканчивается трагически только потому, что это лишь сказка. «Эта история о жизнестойкости и жизнелюбии русской женщины – из числа вечных, понятных для зрителей в любое время и в любой стране, —  говорит художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков. — Для нас важно, что вера героини в Человека, вера в Мужчину меняет окружающих людей. Жизнь продолжается. А именно в этом, в продолжении жизни, – предназначение женщины и человека вообще». Спектакль «Парикмахерша» в МХАТ наверняка вызовет немало споров у зрителей и театральных критиков уже потому, что он не в художественных традициях этого театра. Однако, нынешняя жизнь диктует свои законы, в том числе и театральные. Самый же объективный судья – умный зритель, который, увидев фальшь на сцене, не простит её.

Фото автора.

Видеофрагменты спектакля

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.