ЕГО ОБЕЩАЛИ НАВЕСТИТЬ…

в трагифарсе Ф. Зеллера «Папа» в «Современнике»

DSC08227

В обычной парижской квартире живет обычная французская семья  — пожилой отец Андрэ – бывший инженер и его взрослая дочь Анна с мужем. Правда, в семействе давно уже не всё ладно – нервотрепка, выяснение отношений, душевные и физические страдания вот уже который год не покидают этот дом.

DSC07919

Из-за этого обстановка накалена до предела. Отец Анны болен – у него неизлечимое психическое расстройство  — прогрессирующее старческое слабоумие.

DSC08207

Он слабо ориентируется в пространстве, окружающий мир для него давно уже в другом  измерении, провалы в памяти заставляют вспоминать то, чего не было. Он путает события и настаивает на несуществующих. Близкие с трудом справляются с его причудами — дочь нанимает уже не первую сиделку, но отец отказывается от каждой, упорно настаивая на том, что справляется со всем сам. Анна вынуждена обслуживать отца, смиряясь с его капризами.

DSC08269

Безумие отца доводит её до отчаяния — сложности на работе, разлад с мужем.  Андрэ любит свою дочь, хотя часто вспоминает и о другой  любимой дочери.  Родственникам приходится стойко переносить безумие Андрэ, но день ото дня это становится невыносимее. Тщетно домочадцы пытаются бороться со слабоумием отца — их старания напрасны. Душевные муки дочери, которая всеми силами пытается найти хоть какой-нибудь выход, чтобы облегчить участь больного и свою, на пределе.

DSC08245

Она понимает, что борьба с болезнью отца бесполезна, но при такой жизни и ей уже недалеко до безумия. Единственный выход – смириться и, несмотря ни на какие тяготы, выхаживать отца, скрашивая любовью его скоротечные дни. Но герои трагифарса Флориана Зеллера «Папа» в постановке режиссера Евгения Арье в «Современнике» решают эту проблему по-другому…

DSC08294

Его обещают… навестить, чего Андрэ искренне не понимает. Как это — «навестить», если он у себя дома? Несмотря на то, что проблема больного старика-отца вроде бы решена, душевные страдания дочери только усиливаются. Чрезвычайно пронзительная тема спектакля заставляет полностью погрузиться в реальность происходящего и вместе с его героями пережить ту безысходную драму, что царит в их доме.

DSC08215

Каждый может примерить эту ситуацию на себя — никто не застрахован от старческих болезней и непредсказуемых отношений с родственниками. Актеры Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова, Сергей Гирин, Олег Феоктистов, Янина Романова, Дарья Белоусова представляют спектакль почти из реальной жизни. Безусловная вера в героев спектакля «Папа» не оставляет никаких сомнений в правдивости происходящего. «Мне кажется, тема ухода человека из жизни сегодня чрезвычайна важна, — говорит режиссер спектакля Евгений Арье. — Наш уход из жизни не всегда простой и легкий.

DSC08250

Мне понравилось, что пьеса не о каких-то глобальных проблемах и общих философских идеях, а о простых человеческих проблемах, от которых страдает и тот человек, который оказывается в том состоянии, в котором мы застаем нашего главного героя, и те люди, которые его окружают — родные и близкие. Для них это очень тяжелое время.

DSC08258

Пьеса написана в непростой форме: через главного героя, для которого мир двоится, он  все время попадает в ситуации для себя абсолютно неожиданные.  Я представляю лодочника на реке Стикс (в древнегреческой мифологии олицетворение первобытного ужаса), который перевозит нас на другую сторону бытия — это смерть. Мне казалось, что человек оказывается под водой, потом выныривает и уже абсолютно не узнает той действительности, в которой оказался.

DSC08233

Потерянность, сложная ситуация, когда человек перестает ориентироваться в реальности, но при этом у него существует свой жутко богатый мир, не совпадающий с реальностью. Эти проблемы могут, к сожалению, коснутся каждого нас. Было непросто  найти способ существования такого человека в реальной жизни». Актриса Виктория Толстоганова так рассказала о своей роли: «Огромная планета: взрослая дочь и пожилой отец, отношения которых непростые и часто даже беспощадные. И, в то же время, — любовь, и в то же время — ненависть. Мне кажется, она совершает поступок, который в дальнейшем не даст ей ни счастья, ни любви, ни свободы».

DSC08239

Андрэ в исполнении Сергея Гармаша будто списан с натуры. «Я очень давно хотел сыграть слабого, потерянного, беззащитного человека, — говорит Сергей Гармаш. — Диагноз такого человека как Андрэ переходит на тех людей, которые его окружают. И как непросто в такой ситуации этим людям не потерять себя. Не только не додать внимания и заботы, но как важно не потерять, не нарушить самого себя, потому что, действительно, это вытерпеть невероятно сложно. Эту роль я посвящаю Галине Волчек».

DSC08272

Режиссер Евгений Арье рассказал, что ставил этот спектакль по инициативе Галины Волчек и с огромным удовольствием работал с артистами. Их совместное творчество это не только высокий профессионализм, но максимальная заинтересованность в таком разговоре. Реальность в спектакле «Папа», словно в мозаике, складывается из отдельных, часто несвязанных между собой сцен, представленных то глазами  Андрэ, то его близких. Из-за этого, порой, трудно разобраться в реальности происходящего. Однако, эта тягостная, но реальная жизненная ситуация, заставляет еще раз задуматься о бренности бытия и непростых взаимоотношениях в семье, которые часто строятся на неприятии друг друга вместо любви и терпения.

Фото автора.

Видео фрагменты спектакля

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.