ЛУЧШЕ ЖИТЬ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

решила фарфоровая пастушка в спектакле «Волшебный театр Андерсена» в Вахтанговском

DSC08459

В старинной гостиной на подзеркальном столике стояла хорошенькая фарфоровая пастушка, которая вдруг ожила вместе с фарфоровым трубочистом, старым китайцем и Козлоногом. Ожившая фарфоровая пастушка долго искала какой-то выход  — то ли из своего зазеркалья, то ли, наоборот, выхода из него — на крыши мира в большой свет.   DSC07919

Она спрашивала многих, но в ответ раздавалось лишь молчание: мало кто мог поверить, что фарфоровая кукла заговорила. Подошла она и ко мне: «Где здесь «выход»?

DSC08436

– почти отчаявшись, спросила она. Я настолько опешила, что фарфоровая пастушка заговорила, что не нашла, что ответить. Но прелестная кукла, в конце концов, нашла его сама. Разве  куклы оживают? Такое, порой, случается, если сказки Ганса Христиана Андерсена приходят в театр да еще в Вахтанговский. Почему бы им не ожить?

DSC08447

Ведь сказочные истории «Пастушки и трубочиста», «Стойкого оловянного солдатика», «Директора кукольного театра» и «Сказки моей жизни» — автобиографии самого сказочника — вполне правдоподобны в спектакле «Волшебный театр Андерсена» в постановке режиссера-дебютанта Аси Князевой. Фарфоровая пастушка (Ксения Кубасова) и кукольный трубочист (Евгений Пилюгин) полюбили друг друга и, спасаясь от Козлонога-обер-унтер-генерала-кригскомиссара-сержанта (Владимир Логвинов), который решил жениться на фарфоровой красавице и, к тому же, сделать её артисткой своего кукольного театра, сбежали из старинной гостиной в поисках счастья.

DSC08484

Отважно преодолевая все трудности на своем пути: самую настоящую печку, дымовую трубу, через которые влюбленным пришлось карабкаться, они, наконец, выбрались на белый свет! Увидели небо, усеянное звездами, остроконечные крыши – огромный мир, о котором до сих пор ничего не знали.Но, увидев, как велик этот свет, бедная фарфоровая пастушка заплакала, решив, что этот мир слишком велик для нее, и попросила трубочиста вернуться к своему подзеркальному столику.

DSC08452

Разве мало таких историй в жизни, когда домашний уют и покой дороже нелегких испытаний в поисках счастья? А «фарфоровым пастушкам» и вовсе не выжить в огромном вольном мире. В театре кукол всяких «козлоногов» заурядная актерская судьба тоже не редкость – был бы свой подзеркальный столик. Старый китаец-император (Алексей Петров) из сказки и вовсе разбился, свалившись со столика. Он погнался за влюбленными, но ему так и не удалось  угодить Козлоногу. Немало ли таких горе-угодников, что прислуживают властителям судеб?

DSC08489

Сказочная программка-книжка спектакля  «Волшебный театр Андерсена»

«Мне кажется, что нет человека в мире, не читавшего сказок Андерсена, — говорит режиссёр Ася Князева. — Когда их перечитываешь, понимаешь, какие в сказках глубокие мысли. Ребёнок воспринимает первый пласт той или иной сказки, но интуитивно он чувствует и другой пласт, глубинный.В «Стойком оловянном солдатике» герой и балерина гибнут, но побеждают. И остаётся верное сердечко оловянного солдатика. А пастушка и трубочист вырываются из привычного мирка, но пугаются огромного мира и возвращаются назад. Они живы, но проиграли, побоялись пожертвовать покоем, но, может, они правы».

DSC08454

Сказочный мир Андерсена – благодатный материал для сцены, однако его сказки не часто встретишь в театральной афише, разве что в детских театрах. Сам же писатель не раз говорил, что пишет свои сказки не для детей, а для взрослых. Тем более, нелегко поставить сказки Андерсена на сцене так, чтобы поверили в их героев – не отойти от сюжета и, в то же время, передать глубокий философский смысл. Здесь важна, прежде всего, идея режиссера – оригинальная инсценировка, небанальное сценическое воплощение, не говоря об игре актеров.

DSC08463

Кстати, одни режиссеры считают, что артисты – материал для воплощения их идей, другие предоставляют актерам полную свободу для импровизации в создании образа. К слову, на предпремьерном показе спектакля «Волшебный театр Андерсена» произошел небольшой технический сбой, но актеры мастерски в стиле импровизации его тотчас устранили. DSC08455

Публика в зале почти ничего не заметила, а непредвиденная импровизация ничуть не умалила достоинств постановки. В спектакле много волшебства: огромный сказочный сундук со спрятанными куклами Козлонога, зеркальце, в которое не может наглядеться фарфоровая пастушка, вырезанные из серебряной фольги куклы, удивительные истории которых рассказывают живые герои сказок, музыка Чайковского и Рахманинова.

DSC08478

Фарфоровые пастушка и трубочист отказались от мира людей, который им показался сложным и опасным — они вернулись в свое зазеркалье, где им привычно и комфортно. «Пастушка и трубочист любили друг друга… пока не разбились». Так заканчивается сказка Андерсена. Почему же они все-таки разбились и счастливы ли они были в своем зазеркалье?

Фото автора.

Видео фрагменты спектакля

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.