«Я СОЗНАТЕЛЬНО ПОГУБИЛ РОДИНУ»

признается император в исторически недостоверной комедии «Великий Ромул» в Вахтанговском

«С тех пор как я стал императором, я не покидаю своей загородной резиденции», — признается император Западной Римской империи. «Ты знаешь, как страдает твой народ, и спокойно садишься обедать? – не верит своим ушам патриций Эмилиан.  — «Я сознательно погубил Родину, которую вы хотите защищать». Можно ли в это поверить? Попробуем. 

Действие происходит при дворе императора Западной Римской империи Ромула в Кампанье с утра 15 до утра 16 марта 476 года от Рождества Христова, а, заодно, и в наши дни на премьере спектакля «Ромул Великий» режиссера Уланбека Баялиева в Вахтанговском.

Что же хотел донести до своих соплеменников герой пьесы «Ромул Великий», когда произнес: «Не я изменил Родине. Рим сам себе изменил». И уточнил: «Он знал правду, а предпочел силу. Он знал человечность, а предпочел тиранию. …Я сознательно погубил Родину». Тому, кто незнаком с творчеством швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта, тем более, с его «сложносочиненными» пьесами, вряд ли предательство императора объяснимо. Странная, согласитесь, логика самодержца, который  предпочитает власти ничего неделание и, совсем уж странное… разведение кур.

Однако, «самый мрачный комедиограф», как называл себя Дюрренматт, пишет в 1948 году «исторически недостоверную комедию» «Ромул Великий», полную парадокса, гротеска, клоунады и фарса о несовершенстве человека и абсурдности мира. Исторический сюжет — падение Западной Римской империи заинтересовал его сходством с временами Третьего рейха и его крушением. Со времен Римской империи и по нынешний день, как видим, мало что изменилось в смысле морально-нравственных постулатов, в отношении власти и народа, императора и государства.

…На сцене почти нет декораций, кроме кучи сидений, набитых соломой да кресел-воспоминаний о былой роскоши при дворе императора. Ромул (Владимир Симонов), облаченный в нечто среднее между царственной туникой и уютным домашним халатом, давно пребывающий в прекраснодушном настроении, время от времени узнает от своих подданных, что происходит в стране. Но гораздо больше его интересует, что происходит в курятнике. Это странное увлечение властелина не смущает его слуг, которые привыкли к чудачествам императора. Им даже удается прорваться к нему с донесениями о предвоенной ситуации в стране, на которую движутся германцы-завоеватели.

Но это мало волнует императора, который давно уже махнул рукой на развалившуюся империю и не видит смысла давать отпор врагу. «Ты обвиняешься в измене Родине», — услышит он от вырвавшегося из плена патриция Эмилиана ( Владимир Логвинов). «Я не обвиняемый, — парирует Ромул, —  я вас обвиняю. …  Я сознательно погубил Родину, которую вы хотите защищать». В этом  политическое кредо императора, как он признается жене Юлии (Яна Соболевская), — ничего не делать, не жертвовать собой, не сражаться за призрак потому что… Рим давно умер.

Для зрителя, воспитанного в духе идеалов защиты Родины, такая коллизия вряд ли объяснима. В апреле 1949 года «Ромул Великий» был поставлен в Городском театре Базеля, но особого успеха автору он не принес и производил, по мнению критиков, достаточно недвусмысленное впечатление. Его Ромул не просто добровольно сдал свою разрушенную империю германцам, но и защищал интересы оккупантов. «Ромул Великий», по сути, проецировал ситуацию на послевоенные годы в Германии, в которой оказались противники нацистского режима в Германии. Антифашисты мучительно решали для себя, возможно ли поддерживать развал своей страны?

Но драматург недаром обратился к жанру комедии, в которой трагедия и фарс, балаган и пародия на современный мир и классическую трагедию рядом. Не всякий режиссер возьмется за постановку такой сложной пьесы, хотя бы потому, что иной непритязательный зритель разглядит в ней лишь поверхностный пласт: свихнувшегося на разведении кур императора, его неврастенички жены, парочки разлученных из-за войны влюбленных и дележки оставшихся богатств империи.

Однако, за внешним сюжетом пьесы — философия, которую автор и постановщик пьесы предлагают расшифровать, представив в своем оригинальном ключе. В финале спектакля, к примеру, два самодержца — разгромленный  Ромул и князь германцев победитель Одоакр (Максим Севриновский),  увлеченные разведением кур, общаются только на понятном им языке: просто-напросто …кудахчут. Этот неожиданный диалог не только театр абсурда, но и во многом картина мира. Для кого-то такие творческие находки покажутся оригинальными, кто-то в разговоре-кудахтанье увидит надуманную метафору, но эксперимент на театре — на откуп фантазии режиссера.

На заглавную роль императора Ромула Уланбек Баялиев пригласил народного артиста России Владимира Симонова, наверняка увидев в нем — философа, мыслителя, аристократа души, и, в то же время, странным образом увлеченного разведением кур,  быть может, как спасение от бренности бытия. «…Мы не распоряжаемся ни тем, что было, ни тем, что будет, — говорит Ромул. — У нас есть власть лишь над настоящим, но мы о нем не думали и потерпели крах». Каждый увидит в Ромуле-Симонове своего императора: кто-то – чудака-простака, развалившего страну: «Двадцать лет, пока ты сидел на троне, ты только ел, пил, спал, читал и разводил кур, — восклицает его жена Юлия. — Тобой владела только лень». Для кого-то император, по словам Владимира Симонова, предстанет мудрецом, рядящимся в шута, трагедия которого в комедии его конца — уходе на пенсию, и у которого, все же, хватает благоразумия и мудрости примириться с судьбой.

В актерском ансамбле спектакля нет ни одной проходной роли. Юлия, жена императора – амбициозная, властолюбивая, яркая, сексуальная, с повадками пантеры. Хотя, читая  пьесу, её можно представить другой – жесткой и прагматичной. Рея, дочь Ромула (Евгения Ивашова) – трогательное создание, преданно любящее своего жениха Эмилиана (Владимир Логвинов), готовая ради него идти на любые жертвы. Отлично сделана сцена репетиции античной пьесы: Рея и актер Филакс (Павел Тахэда-Карденас), который мастерски, с актерской выдумкой доказывает, что его герой при дворе императора – фигура значимая, а не заурядная. Даже на поклонах в конце спектакля Филакс, возглавляя шествие артистов, словно напоминает: «Всё это театр… и не более».

Интересная работа Владимира Логвинова в роли Эмилиана. Казалось бы, вырвавшийся из плена, варварски изувеченный, похожий на призрак патриций должен на надрыве, почти в истерике обвинять всех и вся в крушении империи. Но Эмилиан выдержан и хладнокровен, он столько пережил, что ничто не может его сразить, даже то, что  его невеста Рея по сделке должна выйти замуж за фабриканта штанов Цезаря Рупфа во имя спасения Родины. Роль князя германцев Одоакра в исполнении Максима Севриновского оригинальна и неожиданна. От победителя ждешь высокопарной речи над побежденным, однако Одоакр убедительно доказывает Ромулу свою правоту как прагматичный политик-философ, четко прогнозирующий будущее. Музыка Фаустаса Латенаса — также один из главных героев постановки, без которой спектакль многое потерял бы и обрел иной контекст. Сочинения этого композитора – уникальное звуковое пространство, и «Ромул Великий» яркое тому подтверждение. Понятно, постановка еще будет шлифоваться, появятся новые акценты, нюансы. Хотелось бы пожелать исполнителю одной из ведущих ролей —  фабриканта штанов Цезаря Рупфа – актеру Евгению Косыреву сделать своего героя еще более прагматичным и харАктернее. Диалоги некоторых героев выстраивались бы обращенные друг к другу, а не фронтально к залу — больше верится. Вокальный номер с дымом, к сожалению, смотрится несколько инородным и вставным, как дань театральным штампам и прошедшей моде. Трагикомический фарс Дюрренматта «Ромул Великий» вряд ли когда-нибудь потеряет актуальность: падение империи, власть и государство, человек и его время – вечные вопросы. Мир несовершенен также как и человек – об этом спектакль. «Мы назвали приемы Дюрренматта «перельмановской игрой, — говорит режиссер Уланбек Баялиев. — Вроде все просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит совсем в иной плоскости. Это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Все это надо перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная». Думается, создателям спектакля удалось приблизиться к её решению.
Фото  и видео автора.

Видео: фрагменты спектакля «Ромул Великий»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.