КОРОЛЬ ОБЕЗУМЕЛ ИЛИ МИР

 «Король Лир» в Вахтанговском — версия Юрия Бутусова

Он отдал все свои богатства, потеряв власть и могущество, дочерям, которые его предали и объявили безумцем. Измены, страдания, предательства превратили его жизнь в ад. Его предали все — ближайшее окружение, те, кого он считал друзьями. Верных ему оклеветали и погубили.

Когда он увидел, каков мир на самом деле – бессмысленный и жестокий, он сошел с ума. Но лишился ли разума на самом деле шекспировский король Лир или жизнь, полная хаоса и абсурда, предстала перед ним, как она есть?

Нет, пожалуй, ни одного театра в мире, где не ставилась бы эта самая загадочная и кровавая трагедии Шекспира «Король Лир». Кстати, не раскрыта и тайна, кто на самом деле автор шекспировских произведений. Собирательный это образ или под этим именем скрывался другой человек? Мистификация этого имени до сих пор не дает покоя исследователям наследия гения. «Подозрение падает» на крупнейшего философа и государственного деятеля елизаветинской эпохи Фрэнсиса Бэкона. Пьесу о короле Лире, написанную в 1605-1606 годах, впервые сыграли при королевском дворе, а затем исполнили на сцене театра «Глобус».

Король Лир в старости решает оставить трон и разделить свои владения между дочерьми — Реганой, Гонерильей и Корделией. Он расспрашивает их, предано ли они его любят. Старшие — Регана и Гонерилья пламенно признаются ему в любви, младшая — Корделия не льстит ему, — её любовь не стоит лицемерия. Отец в ярости отрекается от младшей дочери, не оставив ей наследства и выгоняет графа Кента, который пытается заступиться за нее. События трагедии развиваются, разделяя мир на черное и белое — тех, кто побеждает в борьбе за власть и богатство и тех, кто проигрывает сражение против коварства стяжателей.

Идет борьба на выживание, распадаются устои общества, образуя хаос, где абсурд граничит с реальностью. В конце концов, те, кто считали себя победителями, повержены, равно как и отверженные. «Король Лир» не только семейная драма, но, прежде всего, социально-философская. Сюжет о предательстве неблагодарных дочерей — повод для размышлений об отношениях в обществе, эгоизме и коварстве, сущности человека, его месте и назначении в жизни. Оригинальную версию «Короля Лира» в постановке режиссера Юрия Бутусова представил театр имени Евг. Вахтангова. В ней шекспировские герои, четко следуя классическому сюжету, раскрывая мир предательств, интриг, заговоров, убийств, далеки от канонических образов.

На сцене – пространство с расставленными в ряд стульями, обращенными к зрительному залу, скорее напоминающее влиятельную корпорацию, возглавляемую королем Лиром.  Здесь идет пристрастный разговор властителя о дележе его наследства между дочерьми. Старшие – Регана (Ольга Тумайкина) и Гонерилья (Яна Соболевская) — современные вполне узнаваемые дамы, которые клянутся отцу в вечной любви, на лицах-масках которых прочитывается явный расчет. Их речь, манеры, костюмы подчеркивают деловитость и прагматичность героинь, мировоззрение которых более четырех сотен лет назад предугадал Шекспир.

На протяжении всего действа они предстают в разном обличье, индивидуально ярко и непредсказуемо. Экспрессивна, выразительно-эмоциональна Гонерилья в исполнении Яны Соболевской. Не столь экзальтированна как её сестра, но также четко и хладнокровно преследующая свои интересы, образ Реганы, созданный заслуженной артисткой России Ольгой Тумайкиной. Её героиня, также как и Гонерилья, явно напоминает современную бизнес-вумен, которая ни перед чем не остановится для решения своих задач в лишении отца всех прав. Обе сестры сражают Лира своей жестокостью.

Младшая дочь короля Корделия в исполнении Евгении Крегжде на сцене то язвительный Шут, который ведет суд за отца над старшими дочерьми , то трогательная Корделия, спасающая отца от преследующих его бед, то тайный духовный двойник Лира, и каждое её перевоплощение непредсказуемо ярко. Король Лир с лицом-маской в исполнении Артура Иванова — бушующий, взрывной, плачущий, мечущийся,  сходящий с ума. Со времени раздела власти и имущества его мир, а с ним и его окружения разрушен окончательно, и это подтверждает каждая мизансцена спектакля. Его помешательство не только в смятении ума, поиска смысла в бессмыслице жизни, эмоциональном надрыве. В забытьи он вдруг начинает плавно раскачиваться под музыку, потом его танец становится всё быстрее и, наконец, превращается в отчаянную безумную пляску.

Лишь Корделия-Шут пытается спасти сходящего с ума отца от преследований и безумства. Но путь ей преграждает антигерой пьесы — Эдмонд (Сергей Волков) — незаконный сын Глостера (Виктор Добронравов) – воплощение зла и коварства. Его образ будто срисован с современных реалий – борьба за наследство, власть, статус в обществе. Шекспировский «Король Лир» в версии Бутусова становится трагедией наших дней со всеми эмоциональными и социальными проблемами и кризисами. «Я думаю, сейчас — время Шекспира, — говорит режиссер Юрий Бутусов, —  время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая буря…»

В 2006 году режиссер уже обращался к трагедии «Король Лир», поставив её в театре «Сатирикон», где постановка с успехом шла тринадцать лет. На сцене Вахтанговского театра пьеса в его версии представлена в другом переводе и предлагает увидеть новые смыслы. Экспрессивные музыкально-пластические и танцевальные интермедии, сменяющие друг друга, превращают сценическое действо в фантастическую феерию. Сама стихия врывается в этот безумный мир — зрелищные спецэффекты, музыкальная пластическая эксцентрика превращают классическую трагедию в современную магическую фантасмагорию не только смыслов, но и визуального гротеска.

Театр Юрия Бутусова всегда открытие и вахтанговский «Король Лир»-2021 не исключение. Новаторское прочтение трагедии, подбор и игра актеров, музыкальное решение, экстравагантные мизансцены, зрелищные спецэффекты делают спектакль оригинальным и самобытным. Правда, шекспировские философские смыслы и рассудочность героев превалируют над их эмоциями и переживаниями. В трагедии много жертв – тех, кто в погоне за властью и богатством совершал изощренные преступления, и кто пытался противостоять злу. Но стоило ли королю Лиру терпеть столько мучений, если он, в конце концов, потерял всё?..

Фото автора.

Из видеоархива: Фрагменты спектакля «Мера за меру» — режиссер Юрий Бутусов. часть 1

Из видеоархива: Фрагменты спектакля «Мера за меру» — режиссер Юрий Бутусов. часть 2

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.